Выплаты по социальному страхованию

05.09.2014

Обязательное государственное социальное страхование является комплексом материальной и социальной защиты государством населения в случае наступления непредвиденного страхового случая (например, пенсионный возраст, нетрудоспособность, инвалидность и т.д.), что ведет к изменению социального и материального положения рабочих.

Все выплаты, которые имеют прямое отношение к социальному страхованию и другой социальной помощи, осуществляются исключительно за счет бюджета соответствующего Фонда соцстрахования, который формируется путем внесения различных страховых взносов физическими и юридическими лицами.

Сегодня в Российской Федерации система социального страхования включает в себя 6 частей, к которым можно отнести — пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование в связи с рождением ребенка, в случае временной нетрудоспособности, причиной которой могут стать заболевания различных специалистов, а также непредвиденные несчастные случаи на производстве; на случай смерти человека, который был застрахован или на случай смерти его несовершеннолетнего члена семьи.

Как известно, каждому виду страхования присущи свои принципы, а также свой набор страховых случаев, после которых каждое застрахованное лицо и будет иметь право на выплаты по социальному страхованию.

Страховые фонды – некоммерческие государственные организации

В России все средства, которые подлежат выплатам застрахованным лицам в случае наступления страхового случая, собираются, аккумулируются и оплачиваются за счет бюджета соответствующего фонда. На данный момент в России выплаты по социальному страхованию осуществляется 3 фондами:

  • Фонд социального страхования;
  • ПФ РФ;
  • Фонд обязательного медстрахования.

Все фонды осуществляют свою деятельность, как некоммерческие самоуправляющиеся организации. Данные страховые фонды ни в коем случае не должны заниматься другой коммерческой деятельностью, и использовать свои средства для других, не указанных в законодательстве, целях. Все средства фондов не входят в государственный бюджет и не могут идти на удовлетворение других не целевых потребностей. 

Главным источником формирования бюджета фондов являются страховые взносы работодателей, а также застрахованных лиц.

Виды социальных услуг и материального обеспечения

Если человек является застрахованным лицом, то ему за принципами общеобязательного государственного социального страхования на праве принадлежат такие выплаты по социальному страхованию. В случае пенсионного страхования:

  • выплаты, которые предоставляются в случаи инвалидности и в связи с наступлением пенсионного возраста;
  • выплаты, которые предоставляются для погребения умершего пенсионера;
  • выплаты, которые связаны с потерей кормильца в семье.

При медицинском страховании:

  • предоставление медицинских услуг в диагностике и амбулаторном лечении застрахованных лиц;
  • медицинские услуги, которые предоставляют возможность стационарного лечения человека, который был застрахован;
  • проведение различных профилактик застрахованных лиц;
  • обеспечение медицинской реабилитации.

В случае временной нетрудоспособности в связи с материнством лицам сплачивается:

  • помощь при беременности и родах;
  • помощь при рождении ребенка и на его уход;
  • помощь на время нетрудоспособности.

Выплаты по социальному страхованию в случае непредвиденных несчастных случаев на производстве или профессионального заболевания включают:

  • пенсии по инвалидности, что наступила при несчастном случае на производстве;
  • пенсии по потери кормильца, который погиб при несчастном случае на производстве;
  • помощь на погребение лиц, погибших при несчастных случаях на производстве;
  • помощь на время нетрудоспособности;
  • возмещения убытков, причинённых застрахованному лицу увечьем на производстве.

Следовательно, все данные социальные выплаты – это важная составляющая реализации социальной политики государства, поэтому каждый имеет право на получение принадлежащих ему материальных средств или услуг. В случае того, если данные выплаты не производятся, каждое застрахованное лицо может обратиться в определенный фонд , чтобы выяснить все проблемы и получить все выплаты.
 

Фонды социального страхования

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные страховые взносы:

  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

    Финансовые ресурсы фонда социального страхования

    Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

    Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

    Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

    Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

    Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

    Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

    Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

    Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

    Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

    Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от
    24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

    Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

    Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

    Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

    Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

    п.п.

    Наименование

    Сумма,

    млн. руб.

    % к итогу

    Доходы

    1.

    Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

    2.

    Единый социальный налог

    3.

    Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    4.

    Мобилизация просроченной задолженности

    5.

    Прочие поступления

    6.

    Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

    Итого доходов

    100%

    Расходы

    1.

    Выплата пособий

    В том числе пособия по временной нетрудоспособности

    2.

    Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

    3.

    Частичное содержание детскоюношеских спортивных школ

    4.

    Оздоровление детей

    5.

    Ежемесячные страховые выплаты

    6.

    Прочие расходы

    7.

    Административные расходы

    Итого расходов

    100%

    При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

    В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

    Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

    В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):

    • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
    • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
    • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
    • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
      252 дней : 50,1 млн. чел.) 122,8
    • д) среднедневное пособие:
      • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
      • в рублях 100,8
    • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

    В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

    В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

    В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

    Далее рассчитывается среднедневная зарплата. Для этого годовой фонд оплаты труда делится на число рабочих дней в году и на среднесписочную численность (пункт 2).

    В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

    Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

    Расчет пособия по беременности и родам

    • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
      Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
    • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
    • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
    • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
    • среднедневное пособие:
      в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
      в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
    • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2

    Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

    100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Расчет пособия при рождении ребенка

    (100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

    Расчет социального пособия на погребение

    (100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

    • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
    • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
    • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
    • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3

    Единовременные страховые выплаты

    • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
      где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
      где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
    • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

    где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

    Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.

    • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
    • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
      где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
    • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

    Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

    Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.



    Пособия и выплаты по государственному социальному страхованию:

    а) пособия по временной нетрудоспособности;

             Пособие по временной нетрудоспособности выдается работнику при наступлении следующих страховых случаев:

    1.   при заболевании, травме (назначается за первые два дня утраты трудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня и до ее восстановления или установления инвалидности по основному месту работы — за счет средств ФСС);

    2.   при санаторно-курортном лечении (пособие выдается в том случае, если времени очередного и дополнительного отпусков работника недостаточно для лечения и проезда. Путевка должна быть выдана за счет средств социального страхования);

    3.   при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним (пособие по уходу за заболевшим взрослым членом семьи выдается сроком на 3 календарных дня и по медицинским показаниям может быть продлено до 7 календарных дней в общей сложности. Пособие по уходу за ребенком, не достигшим 15 лет, выдается за все дни, необходимые по медицинским показаниям для ухода за ним как во время амбулаторного лечения, так и во время совместного пребывания в стационаре. Пособие может назначаться любому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком);

    4.   при карантине (выдается в том случае, если работник был отстранен от работы органами санитарно-эпидемиологической службы вследствие контактов с лицами, имеющими определенные инфекционные заболевания);

    5.   при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом (если работник временно не может выполнять собственную работу, но трудоспособен для других, более легких видов деятельности, то он может быть переведен на работу, не нарушающую процесс его лечения. Если при переводе заработок становится ниже, то в этом случае выдается пособие по больничному листку, размер которого составляет разницу между временным заработком и заработком по прежнему месту работы);

    6.   при протезировании в стационаре (пособие назначается за все дни нахождения в стационаре и проезда в стационар и обратно).

             Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от трех условий:

    • продолжительности непрерывного трудового стажа;
    • причины нетрудоспособности;
    • наличия социальных льгот для отдельных категорий работников.

             Непрерывный трудовой стаж используется только в государственном социальном страховании при расчете пособий по временной нетрудоспособности и исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности и не увеличивается (для расчета пособия) в течение всего срока пребывания на больничном.

             В настоящее время размер пособия установлен при условии продолжительности непрерывного трудового стажа:

    • до 5 лет — 60%;
    • от 5 до 8 лет — 80%;
    • от 8 лет и свыше — 100%, но не более 12.480 рублей за полный календарный месяц.

             Пособие по временной нетрудоспособности является расчетным и исчисляется из фактического заработка работника.

             Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

    б) пособия гражданам, имеющим детей;

             1. Пособие по беременности и родам.

             Это пособие выплачивается за период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам. Продолжительность отпуска составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (или 86 при осложненных родах). Отпуск предоставляется с 30 недель беременности единовременно на 140 дней. На послеродовой удлиненный отпуск в связи с осложненными родами выписывается отдельный больничный листок на 16 календарных дней. В случае многоплодной беременности продолжительность дородового отпуска продлевается до 84 дней, послеродового — до 110 дней, а отпуск предоставляется с 28 недель беременности.

             Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Основанием для назначения пособия является больничный листок, выданный в установленном порядке.

             Данное пособие выплачивается в размере 100% заработка, исчисляется по тем же правилам, что и пособие по временной нетрудоспособности, но имеет максимально допустимый размер.  Это пособие налогом на доходы физических лиц не облагается.

             2. Единовременное пособие женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинском учреждении.

             Женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно выплачивается единовременное пособие. Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам на основании справки лечебного учреждения, если она представляется вместе с листком нетрудоспособности. Если в регионе постановлением Правительства РФ установлен районных коэффициент, то размер пособия увеличивается на этот коэффициент. Это пособие налогом на доходы физических лиц не облагается.

             3. Единовременное пособие при рождении ребенка.

             Данное пособие выплачивается при рождении ребенка или при усыновлении ребенка в возрасте до 3 месяцев. Пособие выплачивается по месту работы одного из родителей. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка, и выплачивается в течение 10 дней со дня предоставления всех необходимых документов.

             Пособие назначается и выплачивается при наличии документов:

    • заявления родителя (усыновителя) ребенка о назначении пособия;
    • справки о рождении ребенка, выданной органом ЗАГС для получения пособия;
    • справки с места работы второго родителя (усыновителя) о том, что ему пособие не выдавалось.

             Пособие не выдается, если ребенок родился мертвым.        При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Если в регионе постановлением Правительства РФ установлен районных коэффициент, то размер пособия увеличивается на этот коэффициент.  Это пособие налогом на доходы физических лиц не облагается.

             4. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

             Это пособие назначается тому, кто фактически ухаживает за ребенком. Пособие могут получать мать, отец, другие родственники, опекун. Пособие выплачивается работнику и в том случае, если он находится в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. В регионах, для которых установлен районных коэффициент, пособие увеличивается на этот коэффициент.  Это пособие налогом на доходы физических лиц не облагается.

             Основанием для выплаты пособия является:

    • заявление работницы о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;
    • приказ руководителя предприятия о предоставлении такого отпуска;
    • заявление работницы о назначении пособия;
    • копия свидетельства о рождении ребенка.

    в) санаторно-курортное лечение.

             За счет средств ФСС можно оплатить путевки на санаторно-курортное лечение работника и членов его семьи в здравницы, расположенные на территории РФ (санатории, санатории-профилактории, санатории для взрослого с ребенком, пансионаты с лечением). Оплатить за счет средств ФСС можно не полную стоимость путевки, а только стоимость в пределах величины, установленной ФЗ о бюджете фонда и иными правовыми актами.

             Оплатить путевки могут работодатели, которые платят ЕСН и единый налог на вмененный доход.

             Продолжительность лечения в санаторно-курортных учреждениях составляет может составлять от 14 до 24 дней. Не возмещается за счет средств ФСС стоимость путевок с меньшими сроками.

             Кроме норматива по оплате путевок за счет средств ФСС на одного работника, региональные отделения фонда устанавливают предел ассигнований на текущий год.

             Для приобретения путевки работник должен подать заявление о желании пройти санаторно-курортное лечение, а также медицинское заключение по форме 070/у. Оплата за счет средств ФСС путевки на санаторное лечение взрослого с ребенком осуществляется по медицинским показаниям ребенка в возрасте от 4 до 15 лет включительно.

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *