Средства государственного социального страхования направляются на

Страховые взносы на государственное социальное страхование начисляются на фонд оплаты труда и другие выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан.

Не начисляются взносы на следующие виды выплат работникам:

· выходное пособие при увольнении;

· компенсация за неиспользованный отпуск;

· стоимость бесплатно предоставленных некоторым категориям работников квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов;

· дивиденды по акциям;

· необлагаемая налогом сумма материальной помощи;

· выплаты из средств фонда социального страхования Украины и Пенсионного фонда Украины (кроме средств на оплату труда);

· помощь семьям из государственного и местного бюджетов и некоторые другие выплаты.

Основные источники средств на общеобязательное государственное социальное страхование — это взносы работодателей и застрахованных лиц. Бюджетные и другие источники средств для социального страхования предусматриваются соответствующими законами по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование по каждому его виду определяется, исходя из того, какие виды социальной защиты они должны обеспечивать:

· предоставление лицам материального обеспечения и социальных услуг, предусмотренных законодательством;

· финансирование мероприятий, направленных на предупреждение возникновения страховых случаев;

· создание резерва средств для обеспечения выплат и предоставления социальных услуг застрахованным лицам;

· покрытие расходов страховщика, связанных с осуществлением общеобязательного государственного социального страхования.

Размер страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в зависимости от его вида ежегодно устанавливается Верховной Радой Украины в процентах:

· для работодателей — к сумме фактических вы расходов на оплату труда и других выплат наемным работникам, подлежащих обложению подоходным налогом с граждан;

· для физических лиц — до сумм налогооблагаемого дохода (прибыли).

Взносы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний платит исключительно работодатель.

Источники и порядок формирования средств целевых страховых фондов для обеспечения лиц, полностью или на время освобождаются от уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, определяются законами Украины по отдельным видам обязательного государственного социального страхования.

Формы использования средств социального страхования:

· денежные выплаты;

· льготы;

· финансирование услуг.

Пенсия — гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением законодательно установленного стажа работы в сферах трудовой деятельности. Пенсионные выплаты должны страховую природу. Трудящиеся, их семьи и, с наступлением страхового случая, те, что с учетом обстоятельств не участвовали в трудовом процессе, а по закону имеют право на пенсионное обеспечение, получают его из специального Пенсионного фонда, который создается за счет взносов страхователей в Фонд социального страхования.

Величина ресурсов социального страхования, направленных на пенсионное обеспечение, определяется демографическими и экономическими факторами.

Демографическим факторам относят:

· среднюю продолжительность жизни и ее динамику;

· количество людей пенсионного возраста;

· численность трудоспособного населения и т. д. К экономическим факторам относятся:

· экономическое положение страны в целом;

· соотношение уровней заработной платы и пенсии;

· надбавки за стаж, условия работы и тому подобное;

· наличие и удельный вес лиц, имеющих право на льготы при определении уровня пенсионного обеспечения и тому подобное.

В зависимости от причины, обусловливает право на получение пенсии, различают трудовые и социальные пенсии.

Трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию.

Право на получение трудовой пенсии имеют лица с определенным стажем общественно полезной работы при условии уплаты соответствующими предприятиями и организациями страховых взносов в Государственный пенсионный фонд.

Размер трудовой пенсии, как правило, сравнивается с заработком в прошлом и устанавливается в процентах к нему на общих или льготных основаниях.

Размер социальных пенсий, выплачиваемых нетрудоспособным гражданам, если у них нет права на трудовую пенсию, определяется по категориям в процентах к минимальной пенсии по возрасту.

Наличие социальных пенсийпозволяет охватить государственным социальным страхованием всех граждан, гарантировать им минимальный уровень материального благосостояния независимо от наличия трудового стажа.

Выплаты на помощь — гарантированы денежные выплаты при временном перерыве в работе, а также компенсации повышения выплат, вызванных определенными событиями, их разделяют на две группы:

1. выплаты по временной нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком, беременности и родам;

2. выплаты в связи с рождением ребенка, выплаты на похороны работникам или членам семьи.

Выплаты на детей малообеспеченным семьям не входят в одной из групп, поскольку они зависят от уровня доходов семьи.

Выплаты по безработице — осуществляются за счет фондов социального страхования и внебюджетных фондов содействия занятости.

Главное назначение этой выплаты — недопущение резкого падения доходов работников, временно потеряли работу.

Размер выплат по безработице устанавливается в процентах от заработной платы и составляет не менее 1/2 ее величины по последнему месту работы.

Финансирование услуг, что осуществляются по линии социального страхования, направленное на удовлетворение потребностей определенных групп нетрудоспособных граждан, в частности:

· содержание домов-интернатов для детей и престарелых;

· покрытие затрат на лечение и отдых престарелых и инвалидов;

· трудоустройства инвалидов;

· протезирование и предоставление других медицинских услуг;

· оплата льгот.

Из фондов общеобязательного государственного социального страхования осуществляются такие виды социальных услуг и материального обеспечения (ст. 25 Основ):

1) пенсионное страхование, которое включает:

· выплаты пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в т. ч. увечья, не связанного сработой, инвалидности с детства);

· пенсии в связи с потерей кормильца, кроме предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;

· медицинские профилактически реабилитационные мероприятия;

· пособие на погребение пенсионеров;

2) медицинское страхование:

· диагностика и амбулаторное лечение;

· стационарное лечение;

· предоставление готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

· профилактические и образовательные мероприятия;

· обеспечение медицинской реабилитации лиц, перенесших особенно тяжелые операции или имеющих хронические заболевания.

Объем услуг за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования, утверждаются в порядке, установленном законодательством;

3) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:

· пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком).

· помощь в связи с беременностью и родами;

· помощь в связи с рождением ребенка и уходом за ними;

· пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

· обеспечение оздоровительных мероприятий;

4) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания:

· превентивные меры по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;

· пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

· возмещение убытков, причиненных работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязательств;

· пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

· пенсия в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

· пособие на погребение лиц, умерших в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

5) страхование от безработицы включает:

· помощь по безработице;

· возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой и профориентацией;

· материальную помощь безработному и членам его семьи;

· дотацию работодателю для создания рабочих мест;

· пособие на погребение безработного. Дополнение перечня форм материального обеспечения и социальных услуг, предоставляемых лицам по общеобязательному государственному социальному страхованию, могут осуществляться законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Основаниями для приостановления выплат и предоставления социальных услуг могут быть:

· назначения выплат и предоставления услуг на основании документов, имеющих недостоверную информацию;

· причинение страхового случая действиями, которые требуют уголовной ответственности;

· причинение страхового случая умышленными действиями лица;

· невыполнение застрахованным лицом своих обязанностей по общеобязательному государственному социальному страхованию;

· другие случаи, предусмотренные законодательством Украины.

Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 154;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Фонды социального страхования

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные страховые взносы:

  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

    Финансовые ресурсы фонда социального страхования

    Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

    Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

    Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

    Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

    Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

    Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

    Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

    Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

    Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

    Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от
    24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

    Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

    Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

    Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

    Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

    п.п.

    Наименование

    Сумма,

    млн. руб.

    % к итогу

    Доходы

    1.

    Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

    2.

    Единый социальный налог

    3.

    Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    4.

    Мобилизация просроченной задолженности

    5.

    Прочие поступления

    6.

    Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

    Итого доходов

    100%

    Расходы

    1.

    Выплата пособий

    В том числе пособия по временной нетрудоспособности

    2.

    Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

    3.

    Частичное содержание детскоюношеских спортивных школ

    4.

    Оздоровление детей

    5.

    Ежемесячные страховые выплаты

    6.

    Прочие расходы

    7.

    Административные расходы

    Итого расходов

    100%

    При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

    В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

    Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

    В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):

    • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
    • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
    • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
    • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
      252 дней : 50,1 млн. чел.) 122,8
    • д) среднедневное пособие:
      • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
      • в рублях 100,8
    • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

    В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

    В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

    В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

    Далее рассчитывается среднедневная зарплата. Для этого годовой фонд оплаты труда делится на число рабочих дней в году и на среднесписочную численность (пункт 2).

    В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

    Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

    Расчет пособия по беременности и родам

    • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
      Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
    • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
    • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
    • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
    • среднедневное пособие:
      в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
      в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
    • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2

    Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

    100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Расчет пособия при рождении ребенка

    (100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

    Расчет социального пособия на погребение

    (100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

    • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
    • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
    • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
    • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3

    Единовременные страховые выплаты

    • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
      где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
      где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
    • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

    где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

    Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.

    • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
    • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
      где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
    • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

    Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

    Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.



    1. 1.     Роль и место Федерального казначейства по исполнению бюджетов на макро-уровне.

    Начатый в 1991 году переход страны к рыночным отношениям повлек за собой кардинальное изменение экономической системы государства всех его экономической, социальной и политических сфер. За прошедший период были образованы принципиально новые экономические институты и установлены соответствующие им  экономические отношения. 

    Современное Федеральное казначейство в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет «правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета».

    Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по формированию доходов бюджетов всех уровней. Полномочиями по исполнению федерального бюджета по доходам в настоящее время наделены только Центральный аппарат Федерального казначейства и Управления Федерального казначейства по субъектам РФ. В формировании доходной части бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов полномочия предоставлены только Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ.

    В соответствии с БК РФ при исполнении  федерального бюджета по доходам органы Федерального казначейства осуществляли следующие функции:

    • «перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
    • распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
    • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
    • учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации».

    Органы Федерального казначейства также выполняют функции администратора поступлений в бюджет. «Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы…».10 

     Анализ данных положений нормативных правовых актов показывает, что место Федерального казначейства — завершающий элемент в системе формирования доходов бюджетов всех уровней. Роль Федерального казначейства – кассовое исполнение доходов бюджетов, правильное и своевременное распределение доходов по уровням бюджетов, возвратов налогоплательщикам соответствующих сумм и  администрирование.

    Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по кассовому обслуживанию исполнения расходов бюджетов. В процессе исполнения федерального бюджета по расходам кроме Центрального аппарата Федерального казначейства и Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ участвуют также отделения Федерального казначейства по районам и городам (в отделениях обслуживается основная масса бюджетных учреждений).

    Органы Федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполняя федеральный бюджет по расходам, органы Федерального казначейства осуществляют:

    • доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
    • подтверждение денежных обязательств федерального бюджета;
    • разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
    • осуществление платежа.

    В отношении расходов бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов органы Федерального казначейства могут осуществлять полномочия аналогичные применяемым при исполнении расходов федерального бюджета (от доведения лимитов бюджетных обязательств до санкционирования расходов), либо только ведут лицевой счет соответствующего финансового органа.

    Анализ данных положений показывает, что место Федерального казначейства — завершающий элемент системы в осуществлении бюджетных расходов, исключающий возможность  бюджетного учреждения осуществлять расходы соответствующего бюджета без их предварительного санкционирования (разрешения на проведения платежа соответствующим органом Федерального казначейства).   Роль Федерального казначейства в данных процессах – кассовое исполнение расходов бюджетов, кассир всех бюджетных учреждений, наделенный функциями осуществления предварительного и текущего финансового контроля за их операциями.

    На органы Федерального казначейства возложены функции по ведению бюджетного учета и отчетности.  Так, «Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета».

    Органы Федерального казначейства ведут аналитический и синтетический учет и составляют соответствующую отчетность по всем направлениям, входящим в сферу деятельности системы.

    Органы федерального казначейства осуществляют постоянную сверку данных учета внутри и вне системы. Внутри системы — между органами Федерального казначейства по проведенным операциям.

    Вне системы — с соответствующими финансовыми органами по доходам их бюджетов, с администраторами доходов по суммам поступлений, с бюджетными учреждений по их расходам. Федеральное казначейство составляет отчет об исполнении Федерального бюджета.

    Анализируя это направление деятельности  можно сказать, что место Федерального казначейства – завершающий сектор круга  составления отчета об исполнении федерального бюджета. Роль — корректировка  учетных и отчетных данных внутри и вне системы.

    Учитывая, что федеральный бюджет и бюджеты других уровней являются основой централизованных финансов, которые в свою очередь являются основой финансовой системы логично, с определенными поправками, транспортировать роль и место Федерального казначейства с плоскости кассового обслуживания бюджетов в плоскость финансовой системы. В результате такой операции можно считать, что место Федерального казначейства в финансовой системе страны — завершающий элемент в системе кассового обслуживания централизованных финансов. Роль — кассовое обслуживание формирования доходов, осуществления расходов централизованных финансов, их учет и составление отчетности.

      Место и роль Федерального казначейства в финансовой системе страны аналогичным образом  может быть транспортирована и в экономическую систему государства, что означает высочайшую степень ответственности Федерального казначейства за состояние этой системы. Такая оценка ответственности может быть подтверждена путем моделирования последствий для экономической системы государства из-за сбоев  в работе Федерального казначейства. В качестве примера рассмотрим сценарий развития ситуации в случае возникновения сбоев в автоматизированной системе работы органов Федерального казначейства. В условиях данного моделирования предположим, что в результате несанкционированного проникновения в автоматизированную систему органов Федерального казначейства повреждены базы данных этих органов. Можно предположить, что станет не возможным формирование доходов бюджетов всех уровней и  осуществление расходов этих бюджетов, государственные служащие не будут получать денежное содержание, контрагенты по договорам поставок, оказанию услуг и т.д. не получат причитающееся им вознаграждение, их трудовые коллективы также останутся без заработной платы и т.д. 

    То есть, сбой в работе Федерального казначейства приведет к «параличу» централизованных финансов, что в свою очередь подорвет финансовую систему и как следствие экономическую систему государства.

     На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Федеральное казначейство можно рассматривать как «краеугольный камень» экономической системы страны и выяснение рисков (возможных угроз) для нормального функционирования Федерального казначейства в настоящее время выходит на первый план.

    1. 2.     Сущность местных финансов. Механизм формирования и использования местных бюджетов.

    Рассмотрим сущность местных финансов. Во-первых, это экономические отношения, которые отображают движение средств, например:

    • формирование доходной и расходной части местных бюджетов;
    • межбюджетные отношения;
    • формирование и использование региональных внебюджетных фондов;
    • местные займы, лотереи и т.д.;
    • создание коммунальных банков и других финансово-кредитных учреждений;
    • перечисления в местные бюджеты налогов и других обязательных платежей предприятиями разных форм собственности;
    • деятельность предприятий по созданию фондов средств разнообразного назначения;
    • создание и функционирование благотворительных фондов и т.д.

    Все указанные выше экономические отношения имеют распределительный и перераспределительный характер, поскольку с движением средств изменяется и их собственник. Например, часть прибыли предприятий в виде налогов удерживается в бюджет, перераспределяется на рассмотрение органов местной власти. О местных финансах как о перераспределительной категории можно говорить с точки зрения сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.

    Целью финансовой деятельности местных органов власти является удовлетворение общественных интересов и потребностей и содействие социально-экономическому развитию региона. Присутствует и другое проявление сущности местных финансов – социальное. Выявляются различные отношения между участниками производственной и непроизводственной сферы, с одной, стороны, и предприятиями и государством, с другой, например:

    • финансирование учреждений и организаций образования, культуры, науки, охраны здоровья, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения;
    • использование местных финансовых ресурсов на: мероприятия по охране окружающей природной среды, обновление памятников природы и культуры, которые находятся в ведомстве соответствующих органов власти; на облагораживание городов, сел, поселков, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов коммунального назначения, сети путей соответствующего подчинения; на содержание органов самоуправления; на защиту прав потребителей и т.д.

    Даже такой неполный перечень путей перераспределения централизованных фондов средств (в виде бюджета и внебюджетных фондов) указывает на решающую роль местных финансов в обеспечении конституционных прав граждан.

    Все большую роль в удовлетворении социальных интересов и потребностей играют децентрализованные финансы. Децентрализованные финансы – это денежные отношения, которые опосредствуют кругооборот денежных фондов предприятий различных форм собственности, общественных организаций. Так часть прибыли предприятий разных форм собственности может быть использована на создание премиальных фондов, назначенных для стимулирования наилучших результатов работы трудовых коллективов; на удовлетворение социально-культурных потребностей: строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, дотаций рабочим столовым и т.д. Часть прибыли может быть использована на благотворительность, поддержку творческих коллективов.

    Удовлетворению социальных интересов и потребностей способствуют также финансовые ресурсы общественных организаций и учреждений: спортивных обществ, партий профсоюзов, благотворительных фондов и т.д. Подводя итоги вышесказанному можно дать определение местным финансам. Местные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием централизованных и децентрализованных фондов средств, и использование их на обеспечение социальных потребностей и социально-экономического развития территорий.

    Материальной основой местных финансов являются централизованные и децентрализованные фонды средств. Местные финансовые ресурсы – это фонды средств, которые создаются и используются на социальное и экономическое развитие регионов. Важной с точки зрения методологии является структуризация местных финансовых ресурсов. Структурный метод дает возможность не только показать совокупность финансовых отношений, а и выявить характер взаимосвязи между элементами системы. Это в свою очередь дает возможность сделать и количественный и качественный анализ местных финансовых ресурсов. При проведении анализа местных финансовых ресурсов необходимо учитывать, что существует взаимосвязь между разными звеньями финансовой системы Украины. Это должно учитываться органами местного самоуправления в своей финансовой деятельности. Финансовая деятельность является особой отраслью управления, специальное задание которой – мобилизация, распределение и использование фондов средств. Финансовая деятельность местных органов власти должна строится на таких принципах:

    1) принцип взаимосвязи и взаимозависимости – отображает влияние финансовой политики государства, местных органов власти на все элементы системы региональных финансовых ресурсов;

    2) принцип полноты – учет всех возможных региональных финансовых ресурсов;

    3) принцип комплектности – отображает взаимосвязь между элементами местных финансов, показатели местных бюджетов во взаимосвязи с социально- экономическим развитием регионов;

    4) принцип учета и контроля за местными финансами;

    5) принцип законности и соблюдения финансовой дисциплины;

    6) принцип самостоятельности в управлении местными финансами.

    Существует мнение, что только такое расширение понимания сущности местных финансов, структуры и принципов формирования местных финансовых ресурсов дает возможность органам местного самоуправления реализовать основное их задание – социальное и экономическое развитие территорий, приводит к их финансовой независимости.

    Из всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение, что местные финансы, органы местного самоуправления играют очень важную роль в бюджетном процессе государства. С их помощью производится финансирование бюджетных учреждений, находящихся на территории данного совета, их работа позволяет вышестоящим органам иметь представление о положении дел определенной территории и тем самым строить бюджетную политику всего государства. Финансовая независимость органов местного самоуправления – важное условие построения демократического государства. От финансовых возможностей зависят в конечном итоге реальные властные функции государства.

    1. 3.     Направления использования средств фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования.

    Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами,
    Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

    Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях
    Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Средства государственного социального страхования направляются на:

    1) выплату пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение;

    2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством: частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное; диетическое питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и други);

    3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

    4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

    5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

    6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

    7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

    8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

    Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

    Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

    Расходы на санаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

    Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории — профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены.

    Порядок частичного финансирования санаториев — профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.

    Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

    Перед системой ОМС стоят три основные задачи: обеспечение равных возможностей получения медицинской помощи для всех жителей территории;  обеспечение финансовой устойчивости; полный охват страхованием населения Российской Федерации.

    В России в качестве базовой модели ОМС выбрана модель регулируемой конкуренции, составляющей основу реформы систем финансирования здравоохранения в ряде стран. В 1992 г. Кемеровская область одна из первых в России ввела обязательное медицинское страхование. Здесь была реализована единая система организации ОМС на базе модели регулируемой конкуренции — наиболее современной схемы социального медицинского страхования. Эта схема предусматривает поступление страховых платежей от страхователей не напрямую, а через промежуточный финансовый фонд, который осуществляет перераспределение страховых средств между страховыми организациями в соответствии с числом застрахованных и их потребностью в медицинской помощи.

    Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи. В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование.

    При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.).

    На обязательное медицинское страхование работодатели ежемесячно направляют средства в размере 3,6% от (фонда оплаты труда). Средства распределяются следующим образом. Средства в размере 3,4% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению; 0,2% от фонда оплаты труда перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России.

    1. 4.     Понятие бюджетного планирования и бюджетного процесса.

    Составной частью бюджетного процесса является бюджетное  планирование  и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

    Содержание бюджетного планирования  включает  также  вопросы  теории  и методологии составления бюджетов и других финансовых планов.  К  бюджетному планированию относится  не  только  составление  бюджета  по  всем  звеньям бюджетной системы,  но  и  его  исполнение. 

    Непосредственное составление бюджета на предстоящий год  происходит  на базе его исполнения за текущий год  и  тех  финансовых  норм  и  нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства,  бюджетных  учреждений.

    Составление  бюджета  по  доходам  должно  учитывать  действующую  налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по  каждому  виду налогов и сборов. Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

    • установление общего объема финансовых  ресурсов  и  их  распределение  по
    • отдельным направлениям,  национально-государственным  и  административным
    • образованиям РФ,  выявление  размеров  направления  собственных  ресурсов
    • хозяйства;
    •  организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых
    • ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и
    • социальной сферы;
    • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

    Бюджетное планирование направлено,  в  конечном  счете,  на  составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета  принимают  участие  все органы государственной власти  и  управления.  Непосредственно  осуществляют бюджетное  планирование  Министерство  финансов  РФ,  министерства  финансов республик  в  составе  РФ,  финансовые   управления   администраций   других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

    Бюджетное  планирование   имеет   две   стадии.   На   первой   стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого  определяются основные  направления,  пути  и  способы  мобилизации  финансовых  ресурсов, изыскиваются возможности  для  увязки  намечаемых,  доходов  и  расходов  на предстоящий  год. 

    На  второй   стадии   производится   адресное   бюджетное планирование, т.е. устанавливаются  конкретные  связи  с  бюджетом  отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других  расходов.  Здесь  же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

    Бюджетный процесс  — регламентированная нормами бюджетного права деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ).

    Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права.  Участниками бюджетного процесса являются:

     — Президент Российской Федерации;

     — органы законодательной (представительной) власти;

     — органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы,  осуществляющие  сбор   доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

     — органы денежно-кредитного регулирования;

     — органы государственного и муниципального финансового контроля;

     — государственные внебюджетные фонды;

     — главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

     — иные органы, на которые  законодательством  РФ,  субъектов  РФ  возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

       Участниками бюджетного процесса  также  являются  бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные  предприятия,  другие  получатели бюджетных средств, а также кредитные организации,  осуществляющие  отдельные операции со средствами бюджетов.

    Представительные  органы  власти  рассматривают  и  утверждают   проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные   органы   власти   осуществляют    сводное    финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов  бюджетов  на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ  и контроль за исполнением бюджетов.

    Банк   Российской   Федерации   совместно   с   Правительством    России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной  Думы  основные направления денежно-кредитной  политики  государства,  обслуживает  денежные счета  Казначейства  Российской  Федерации,  счета  государственных  целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

        Главный распорядитель  бюджетных  средств  —  это  орган  исполнительной власти,  первый  прямой  получатель   бюджетных   средств,   имеющий   право распределять  средства  между  распорядителями  и   получателями   бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по  распорядителям  бюджетных средств  и  бюджетополучателям,  доводит  до  них  уведомления  о  бюджетных назначениях, утверждает им сметы  доходов  и  расходов,  изменяет  в  случае необходимости распределение средств  между  статьями  утвержденной  для  них сметы,  осуществляет  контроль  за  рациональным,   целевым   использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

    Распорядитель бюджетных  средств  —  это  орган  исполнительной  власти, распределяющий  средства  между  бюджетополучателями,  он  доводит  до   них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов  и  расходов бюджете получателе  и,  контролирует  целевое  использование  ими  бюджетных средств.

    Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) —  это  организация,  созданная органом исполнительной  власти  для  осуществления  функций  некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия  и  др.)  и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

    Контрольно-счетные  органы   (Счетная   Палата   Российской   Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением  соответствующих  бюджетов и  внебюджетных  фондов,  проводят  внешний  аудит  отчетов  об   исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

    10   Приказ Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». П.1.

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *