Правовая база социального страхования

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ

3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

5. Федеральный закон от 30.11.2011 N 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

6. Федеральный закон от 02.12.2013 N 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

7. Постановление от 20 декабря 2013 г. N 1195 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. №294»

8. Приказ Минтруда России от 18.09.2013 N 467н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС)»

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»

10. Приказ Минтруда России от 25.02.2014 N 108н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2014 N 32368)

11. Федеральный закон от 01.12.2014 N 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»

12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. N 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный Фонд Российской Федерации с 1 января 2016 года»

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. N 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году»

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2017 г. N 850н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2018 году»

15. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

16. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

17. Приказ Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от 29.04.2016г. №202н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям».

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от 25.10.2013. №575н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей-физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора» (Зарегистрировано в Минюсте России 11 февраля 2014 г. N 31280)

19. Приказ Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от 25.10.2013. №576н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей-юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений» (Зарегистрировано в Минюсте России 19 марта 2014 г. N 31658)

20. Приказ Минтруда России от 06.09.2012 N 178н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по подтверждению основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами» (Зарегистрирован в Минюсте России 13.02.2013 N 27042)

НАЗАД

УДК 364.32(47)

ББК У272(2) ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.08

Шапошникова Ирина Анатольевна,

студент магистратуры, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; начальник отдела организации медико-экспертной работы, Екатеринбургский межтерриториальный филиал, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области; 620102, г. Екатеринбург, ул. Московская, 54, оф. 100; e-mail: shaposhnikova@tfoms.e-burg.ru.

Малафеева Светлана Николаевна,

кандидат биологических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии, Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета; 620017, г. Екатеринбург, пр -т Космонавтов, 26; e-mail: anatomy336@yandex.ru.

ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное страхование; пенсионное страхование; страховщики; бюджетные денежные средства; медицинское страхование; медицинская помощь; социальные риски; социальное обеспечение; социальная помощь; правовое обеспечение социального страхования.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные подходы к понятиям «обязательное социальное страхование», «медицинское страхование», «правовое обеспечение» и «пенсионное страхование». Государством создана система правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальную компенсацию в связи с изменением социального положения работающих. Обращено внимание на неблагоприятную демографическую ситуацию, совпавшую с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, что усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к безработице, снижению затрат на социальное обеспечение, медицину, образование и культуру. Для обеспечения социальной защиты в новых условиях стало важным появление государственного социального обеспечения как дополнения к социальному страхованию. Разработана законодательная база социального страхования, созданы государственные внебюджетные социальные фонды: ПФР (Пенсионный фонд России), ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования), ФСС (Фонд социального страхования) и ФГЗ.

Рассмотрены виды социального страхования в России и социальные риски (старость, инвалидность, утрата кормильца), а также виды страхового обеспечения. Освещен круг вопросов, касающихся размеров гарантированных выплат по обязательному социальному страхованию в России по отношению к западным странам. Отмечено, что социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды. Рассмотрены методы и приемы социального страхования, в том числе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Shaposhnikova Irina Anatol’evna,

Master’s Degree Student, Higher School of Economics and Management, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin; Head of Department of Organization of Medical-expert Work, EMF TFOMS WITH, Ekaterinburg, Russia.

Malafeeva Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Biology, Professor, Head of Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PRINCIPLES AND MAIN TYPES OF SOCIAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

KEYWORDS: social insurance; retirement insurance; insurer; budgetary funds; medical insurance; medical care; social risks; social security; social aid; legal support of social insurance.

ABSTRACT. The article deals with the main approaches to the notions of «compulsory social insurance», «health insurance», «legal support» and «retirement insurance». The government has established a system of legal, economic and organizational norms aimed at material compensation in case of change in the social status of workers.

The authors draw attentions to the unfavorable demographic situation, which coincided with the increased competition on the world finance and labor markets, which strengthened adverse effects for the population and led to growing unemployment, reduction of budget funding of social security, health care, education and culture. In this case, the emergence of the National social security as an addition to social insurance played an important role to ensure social protection in the new conditions. The legal framework of social insurance has been developed; the following state extrabudgetary social funds have been created: Russian Pension Fund, Federal Compulsory Medical Insurance Fund, Social Insurance Fund and Federal State Law.

The article describes the types of social insurance in Russia and social risks (old age, disability, loss of breadwinner) and the types of the insurance guarantee. The paper covers the range of issues that relate to the amount of the guaranteed payments on compulsory social insurance in Russia in comparison to those in the Western countries. The authors note that social security should be implemented through autonomous insurance funds. Methods and techniques of social insurance have been considered, including the ones effected in accordance with the legislation of the Russian Federation.

Актуальность. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Актуальность темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в Фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию .

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 1990-х гг. создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и достаточного по объему пенсионного обеспечения. При этом реформирование экономики и социальной сферы, неблагоприятная демографическая ситуация совпали по времени с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, возникновением и развитием такого феномена, как глобализация мировой экономики, что в итоге усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к значительным масштабам безработицы, снижению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру. Противодействовать возросшим по видам, уровню и последстви-

© Шапошникова И. А., Малафеева С. Н., 2016

ям социальным рискам прежняя социалистическая система социальной защиты не могла, и прежде всего по причине отсутствия развитой системы социального страхования. В СССР социальное страхование, в силу идеологических установок и организации экономической жизни, играло незначительную и вспомогательную роль. Основным институтом социальной защиты выступало государственное социальное обеспечение, которое в новых условиях могло выполнять не главную, а дополняющую роль к социальному страхованию. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В этой связи в России с начала 90-х гг. на повестке дня, среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики, встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования. Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 12-15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и Государственный фонд занятости (ГФЗ).

Основные акты, на которые опирается социальное страхование:

• Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» — представляет собой «рамочный закон»;

• Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фон-

дов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Можно выделить следующие виды социального страхования в России:

— пенсионное страхование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

— страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

— медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Можно отметить следующие виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования утверждаются федеральными законами на каждый очередной финансовый год. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную

думу Правительством РФ в установленном федеральным законом порядке. Особенностью бюджетов фондов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Государственное регулирование подразумевает следующее:

• не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования;

• установлена ответственность должностных лиц, допустивших нецелевое расходование указанных денежных средств, в соответствии с законодательством РФ;

• за каждый конкретный финансовый год Правительством РФ вносятся на рассмотрение в Федеральное собрание РФ отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые затем утверждаются федеральными законами;

• средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Виды и размеры социальных гарантий застрахованным представлены ниже.

• Пенсии. Средние размеры — 30% после 40 лет уплаты взносов; минимальные -40% после 30 лет уплаты взносов; средние размеры — 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов.

• Пособия по временной утрате трудоспособности. Средние размеры — 5080%; минимальные — при наличии иждивенцев (55%); стандартные — 80-90%.

• Пособия по безработице. Средние -10-20%; минимальные — 40-55%; стандартные — 50-60%.

• Гарантии оказания медицинской помощи и компенсации расходов на оплату лекарств — 10-50%; 70% — при амбулатор-

ном лечении; 100% — при стационарном лечении.

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2009 г. для западных стран в сравнении с Россией представлены в таблице 1 .

Таблица 1

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2009 года для западных стран в сравнении с Россией

Страны Общие расходы на социальное обеспечение, % от ВВП В том числе на

пенсии медицинскую помощь

Страны Западной Европы 28,4 12,4 6,5

США 17,4 7,2 8,0

Страны Центральной Европы 17,1 10,2 6,9

Россия 10,2 6,1 3,2

Доходы и расходы фонда социального страхования представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ за 2009-2014 гг.,

планы на 2015-2016 гг.

Рис. 2. Расходы бюджета Фонда социального страхования РФ за 2009-2014 гг.,

планы на 2015-2016 гг.

Проблемы и методы решения социального страхования. Представим основные проблемы в данном направлении:

• сохранение нестраховых принципов;

• несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов;

• недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, что ведет к финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования;

• незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

• недостаточное обоснование уровня социальных выплат;

• неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

Для их эффективного решения могут быть предложены следующие методы:

• проведение анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;

• продолжение формирования институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС;

• осуществление мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;

• создание условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и обязательного медицинского страхования (далее — ОМС);

• определение потребности системы ОСС в финансовых средствах;

• изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

• ревизия перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовка предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определению источников финансирования для каждого их вида.

Разрешение споров по вопросам обязательного социального страхования проводится по следующей форме. Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования. Страховщик в течение десяти рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования. О принятом решении страховщик обязан сообщить заявителю в

письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

Выводы. 1. Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается в том числе и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения.

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Необходимо принять меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, провести серьезные институциональные изменения, которые приведут к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

2. К принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль, и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.

Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библиофонд (электронная библиотека студента). URL :

2. Галаганов В. П. Страховое дело. М. : Академия, 2006. 272 с.

3. Гейтц И. В. Новые условия, порядок начисления, исчисления и выплаты пособий по социальному страхованию. М. : Дело и Сервис, 2011. 206 с.

4. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. Трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве : моногр. М. : Проспект, 2014. 309 с.

5. Кук Л. Государство в социальной сфере: уходит или остается? / пер. с англ. Е. Виноградовой / / Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 120-144.

6. Лебедева Л. Ф. Американская модель пенсионного обеспечения в условиях усиления финансово-экономической нестабильности в начале XXI века / / США. Канада. Экономика — политика — культура. 2014. № 3. С. 22-30.

7. Никишина О. В. Социальное страхование в современной России как основной институт социальной защиты населения / / Научная мысль Кавказа. 2008. № 2 (54). С. 130-134.

8. Шахов В. В. Страхование : учеб. для вузов. М. : Страховой полис : ЮНИТИ, 2006. 391 с.

9. Обязательное медицинское страхование. URL: социальное_страхование_в_России.

10. Обязательное социальное страхование и социальные внебюджетные фонды. URL: grandars.ru/student/finansy/obyazatelnoe-socialnoe-strahovanie.htmL

11. Сутулин П., Золотых М. Эксперты отвечают на вопросы // Вопросы социального обеспечения. 20l4. № 6. С. 24.

12. Шахов В. В. Страхование : учеб. для вузов. М. : Стразовой полис : ЮНИТИ, 2006. 39l с.

REFERENCES

1. Bibliofond (elektronnaya biblioteka studenta). URL :

2. Galaganov V. P. Strakhovoe delo. M. : Akademiya, 2006. 272 s.

3. Geytts I. V. Novye usloviya, poryadok nachisleniya, ischisleniya i vyplaty posobiy po sotsial’nomu stra-khovaniyu. M. : Delo i Servis, 20ll. 206 s.

4. Zakharov M. L. Sotsial’noe strakhovanie v Rossii: proshloe, nastoyashchee i perspektivy razvitiya. Trudovye pensii, posobiya, vyplaty postradavshim na proizvodstve : monogr. M. : Prospekt, 20l4. 309 s.

5. Kuk L. Gosudarstvo v sotsial’noy sfere: ukhodit ili ostaetsya? / per. s angl. E. Vinogradovoy // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya. 20l4. № 2. S. l20-l44.

6. Lebedeva L. F. Amerikanskaya model’ pensionnogo obespecheniya v usloviyakh usileniya finansovo-ekonomicheskoy nestabil’nosti v nachale XXI veka / / SShA. Kanada. Ekonomika — politika — kul’tura. 20l4. № 3. S. 22-30.

7. Nikishina O. V. Sotsial’noe strakhovanie v sovremennoy Rossii kak osnovnoy institut sotsial’noy zashchity naseleniya // Nauchnaya mysl’ Kavkaza. 2008. № 2 (54). S. l30-l34.

8. Shakhov V. V. Strakhovanie : ucheb. dlya vuzov. M. : Strakhovoy polis : YuNITI, 2006. 391 s.

9. Obyazatel’noe meditsinskoe strakhovanie. URL: sotsial’noe_strakhovanie_v_Rossii.

10. Obyazatel’noe sotsial’noe strakhovanie i sotsial’nye vnebyudzhetnye fondy. URL: grandars.ru/student/finansy/obyazatelnoe-socialnoe-strahovanie.html.

11. Sutulin P., Zolotykh M. Eksperty otvechayut na voprosy // Voprosy sotsial’nogo obespecheniya. 20l4. № 6. S. 24.

12. Shakhov V. V. Strakhovanie : ucheb. dlya vuzov. M. : Strazovoy polis : YuNITI, 2006. 391 s.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

Страхование от несчастных случаев на производстве

курсовая работа

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

1. обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2. возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3. обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, осуществлять за счет собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

В социальном страховании согласно Федерального закона используются следующие основные понятия:

1. объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

2. субъекты страхования — застрахованный, страхователь, страховщик;

3. застрахованный:

4. физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

5. физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;

6. страхователь — юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

7. страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

8. страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;

9. несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

10. профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

11. страховой взнос — обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику;

12. страховой тариф — ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных;

13. обеспечение по страхованию — страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с настоящим Федеральным законом;

14. профессиональный риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях;

15. класс профессионального риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей;

16. профессиональная трудоспособность — способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;

17. степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

1. физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

2. физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Регистрация страхователей осуществляется в исполнительных органах страховщика:

1. страхователей — юридических лиц в пятидневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2. страхователей — юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения;

3. страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;

4. страхователей — физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора.

Порядок регистрации страхователей, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом части первой настоящей статьи, устанавливается страховщиком.

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

1. нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

2. ребенок умершего, родившийся после его смерти;

3. один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее — учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

4. лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:

1. несовершеннолетним — до достижения ими возраста 18 лет;

2. учащимся старше 18 лет — до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

3. женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, — пожизненно;

4. инвалидам — на срок инвалидности;

5. одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, — до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *