Отличительные признаки государственного социального страхования

Введение

Страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры. Оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, особенно занятых в сельскохозяйственном производстве, обеспечивая защиту их интересов.

Основной предпосылкой, обусловившей появление социального страхования, была и остается рисковая природа существования человека. Процесс человеческого воспроизводства подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.

Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений.

Каждой из стран присущ определенный набор перечисленных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулированных в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причем в одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах.

1. Социальное страхование

1.1 Сущность социального страхования

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами об основах государственного социального страхования» и «О страховании» (1993 г.). Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи. Наиболее совершенные для своего времени структура социального страхования и законодательная база были разработаны в Германии в 1883—1889 гг.

1.2 Признаки и принципы социального страхования

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;

страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;

привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов. Организация социального страхования базируется на принципах; всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированное пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

1.3 Виды социального страхования

Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц.

Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное — при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;

пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

пособиями:

по болезни и временной нетрудоспособности; беременности и родам;

безработице;

в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;

• на погребение;

выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением. В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхования (так называемого страхования «не жизни»). В соответствии с Декретом Президента от 30.07.2003 г. № 18 в республике введено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выполняющих работу на основе членства в организации и проходящих стажировку. Организация данного вида страхования возложена на унитарное государственное предприятие «Белгосстрах». Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счете средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистрацию в отделениях «Белгосстраха» в качестве страхователя и уплату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы дифференцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности. Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социальной защиты или «Белгосстрах». Страховыми случаями, с наступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность; беременность и роды; рождение ребенка и уход за ним до достижения им установленного законодательством возраста; инвалидность; достижение пенсионного возраста; утрата кормильца; потеря работы; смерть застрахованного или члена его семьи; производственные травмы и профессиональные заболевания.

Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций. К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального страхования западноевропейских стран, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска заболеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) страхование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.

1.4 Порядок финансирования социального страхования

Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).

В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет физических и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов налоговые поступления сокращаются, а потребность в финансировании социальной защиты возрастает. Социальное страхование в странах Скандинавии и Испании обращено на следующие риски: на случаи болезни, безработицы, инвалидности, по старости и от несчастного случая на производстве. Расходы по страхованию от несчастных случаев покрываются за счет владельцев предприятий, в остальных видах страхования — распределяются в разной мере между самими застрахованными, владельцами предприятий, общинами и государством. Управление социальным страхованием в этих странах происходит по-разному. В Дании, Швеции и Финляндии, например, где оно децентрализовано, это дело органов самоуправления.

В США существуют две формы частного социального страхования – коллективное по месту работы и индивидуальное. Ведущей формой является первая из них. Коллективные договоры между профсоюзами и предприятиями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного социального страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых «планах» как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.

На постсоветском пространстве система социального страхования коренным образом меняется. В одних странах появились государственные пенсионные фонды и фонды обязательного медицинского страхования, в других – государственные фонды социальной защиты населения и содействия занятости, а также негосударственные страховые пенсионные фонды и фонды медицинского страхования. Постепенно вводятся персонифицированные счета граждан, позволяющие учитывать степень их трудового участия на протяжении всего трудоспособного возраста, но еще сохраняется солидарный характер социальной защиты населения.

В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости. С 1999 по 2002 г, функционировал внебюджетный Фонд социальной защиты молодежи.

2. Медицинское страхование

Медицинское страхование составляет часть социальной инфраструктуры и необходимо для защиты от риска высоких материальных издержек в случае временной или постоянной утраты здоровья при нехватке личных или бюджетных средств. Человек, потерявший здоровье, часто несет большие расходы на лечение. Для их покрытия медицинское страхование дополняет определенный, гарантируемый государством уровень медицинского обслуживания за счет бюджетных или внебюджетных средств. Оказание социальной помощи гражданам в случае болезни имеет долгую традицию. Так, в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи, занимавшиеся сбором и выплатой средств для материальной поддержки граждан в случае утраты ими трудоспособности. В средние века социальная защита возлагалась на цеховые или ремесленные гильдии и церковь. Во второй половине XIX в. стали создаваться общества (кассы, товарищества) больничного страхования для оказания помощи при болезни. Основателями больничного страхования стали Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 г. был принят первый государственный закон об обязательном больничном страховании рабочих. В дореволюционной России больничные кассы открыли в начале XIX в., а в 1912 г. Государственная Дума приняла закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан. В советское время он утратил актуальность, поскольку было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание.

Система страховой защиты здоровья во многом определяется степенью участия государства в организации и финансировании медицинской помощи. В большинстве стран она возмещается за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения и означает формирование страховых доходов за счет обязательных взносов работодателей, предпринимателей и бюджетных средств (для неработающей категории населения). Из этих фондов и оплачиваются медицинские услуги. В добровольном медицинском страховании страховая организация оплачивает расходы по лечению в медицинском учреждении лица, заключившего с ней договор страхования и уплатившего страховую премию.

По участию в формировании страховых фондов и управлении ими системы страховой защиты здоровья подразделяются на три вида:

частного страхования;

регулируемого государством и общественностью страхования;

бюджетного здравоохранения.

Система частного страхования сохранилась в США, где государственное регулирование здравоохранения достаточно либерально.

В настоящее время в систему страхования здоровья США входят следующие структуры:

частные неприбыльные страховые ассоциации «Голубой крест» и «Голубой щит», занимающиеся только страхованием здоровья и управляемые в каждом штате национальными штаб-квартирами (страховая ассоциация «Голубой крест» была создана в период Великой депрессии, когда многие граждане не могли оплачивать счета за медицинские услуги, а «Голубой щит» — в 1970-е гг., когда у населения наметилась тенденция к ведению здорового образа жизни) ;

частные коммерческие страховые компании, деятельность которых не регулируется государством;

самофинансируемые программы индивидуальных предпринимателей;

общества поддержания здоровья;

правительственные программы «Медикэр», «Медигэп» и «Медикэйд» (федеральная программа льготного медицинского страхования «Медикэр» рассчитана на людей старше 65 лет и инвалидов. Она предусматривает возмещение затрат в случаях госпитализации, пребывания в домах престарелых, диагностики и посещения медицинскими работниками на дому. Программа «Медигэп» дополняет программу «Медикэр», она включает страхование здоровья пожилых людей за счет их личных средств. «Медикэйд» — программа медицинской помощи, оказываемой в особых клиниках лицам не старше 65 лет с доходом ниже официальной черты бедности ). Наиболее популярно в США коллективное страхование. Большинство граждан США (вместе с членами их семей) застрахованы своими работодателями на случай болезни.

В ФРГ больничное страхование (страхование по болезни) в правовом плане регламентировано Федеральным законодательством. Граждане автоматически становятся членами местных больничных касс, со временем вступают в производственные и отраслевые кассы, а далее по выбору, на добровольной основе -в дополнительные. Размер страховых отчислений составляет от 8 до 16 % (в среднем 12,5 %) фонда заработной платы. В настоящее время в Германии насчитывается около 1000 больничных касс, подразделяющихся на производственные, местные, отраслевые и дополнительные. Производственные кассы создаются на предприятиях, где не менее 450 работающих; местные — образуются по территориальному признаку (городские, квартальные, сельские и т.д.); отраслевые — подчиняются профессиональному признаку (транспортники, строители и т.д.); дополнительные кассы предназначены для людей с высоким уровнем дохода. Концепция больничного страхования в ФРГ основана на дифференциации и коммерческом подходе, суть которого в том, что размер взносов и уровень обслуживания зависят от доходов страхователей. В частности, если у гражданина заработок держится на минимальном уровне (около 4—5 тыс. евро в месяц), то он должен обязательно страховаться, поскольку в случае болезни такого заработка не хватит на лечение, а, согласно конституции ФРГ, заболевшего человека нельзя лишать медпомощи. При высоких доходах гражданин может вступить в частную больничную кассу, обеспечивающую престижный уровень медицинского обслуживания. В частных больничных кассах отсутствует принцип солидарной раскладки медицинских расходов, поэтому в них молодые и здоровые люди платят меньше, а старые и больные — больше. Следует подчеркнуть, что при обязательном медицинском страховании в ФРГ очень высокий уровень медицинского обслуживания. Так, например, заболевший имеет право на бесплатное посещение врача, лекарства, больничный транспорт, большинство лечебных процедур, слуховой аппарат, инвалидную коляску, профилактический осмотр детей и т.д. Он только несет расходы по оплате престижных, дорогостоящих, уникальных лекарств, выписанных врачом, а также частично доплачивает за пребывание в больнице. Но при этом максимальный размер доплат лимитируется. В течение шести недель за счет работодателя заболевшему выплачивается пособие по больничному листу в размере 100 % заработной платы, а затем (при длительном лечении — 1,5 года) пособие в размере 80 % выплачивает больничная касса. Она же выплачивает пособие по уходу за ближайшими родственниками, а также единовременное пособие на похороны родственникам умершего.

Система регулируемого медицинского страхования наиболее широко распространена в мире. В этом случае страховые взносы отчисляют работодатели (предприниматели) и трудящиеся. Большая часть в финансировании затрат приходится на бюджет, при этом суммарная доля участия предпринимателей и работников составляет в Голландии — около 20 %, Германии — 15, Бельгии и Японии — около 10 % , остальные расходы по обязательному медицинскому страхованию финансируются государством на основе сформированной системы налогообложения. Наряду с указанными источниками определенная часть медицинской помощи оплачивается самими гражданами или из полиса дополнительного страхования, приобретаемого у частных фирм.

Бюджетное здравоохранение в настоящее время существует в Ирландии, Дании, Швеции, Италии, большинстве стран СНГ. В экономически развитых странах бюджетное здравоохранение сохранило независимость и платежеспособность в результате формирования альтернативных структур (частная медицинская практика, частное страхование здоровья). В РФ в последнее десятилетие истекшего века было введено обязательное медицинское страхование. При этом взносы, предназначенные для оплаты медицинских услуг, аккумулируются в страховых учреждениях, а не в бюджете. За работников их перечисляют наниматели; за пенсионеров и инвалидов — отделы социального обеспечения; за детей, учащихся и студентов -местные бюджеты. Следовательно, у страховой медицины три основных источника финансирования: бюджет, отчисления нанимателей, страховые взносы населения. Что касается сравнительной стоимости бюджетной и страховой системы здравоохранения, то исходя из мирового опыта, страховая медицина дороже, но выше по уровню медицинского обслуживания.

Республика Беларусь пока не готова к переходу на обязательное медицинское страхование. В 2002 г. Министерством здравоохранения и правительством страны был утвержден расширенный перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться государственными лечебными учреждениями на платной основе. Он не затрагивает интересы детей, пенсионеров, инвалидов и других незащищенных слоев населения. Рынок добровольных медицинских услуг в Беларуси не насыщен предложениями и в основном ограничивается страхованием от болезней и несчастных случаев на время поездки за границу, а также обязательным медицинским страхованием иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), временно пребывающих в Республике Беларусь.

3. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование

В мировой практике социального страхования наиболее многообразным и разновариантным, а в странах с переходной экономикой — проблемным и несовершенным является пенсионное обеспечение. В странах социалистического лагеря оно до 1990-х гг. базировалось на системе государственного социального страхования. Пенсионному обеспечению того периода были присущи:

• слабая связь размера пенсии с трудовым вкладом;

неперсонифицированный, косвенный и солидарный характер страховых взносов. Они формировались в специализированных фондах и использовались по «котловому» принципу. Большая часть вносилась работодателями, а меньшая — работниками. Пенсии оплачивались поколением трудоспособного населения;

отсутствие распределения страховых взносов по видам(пенсионное, больничное, по безработице и т.п.);

единственная степень защиты в старости (государственная пенсия);

в большая зависимость размера пенсии от состояния экономики;

существенное отставание уровня пенсий от темпов роста заработной платы;

ощутимый разрыв между размером пенсии у большинства населения и средней заработной платой;

обособленность органов, аккумулировавших страховые взносы и назначавших пенсии.

Государственная пенсия не соизмерялась с количеством денег, заработанных гражданином за трудовую жизнь. Она зависела от того, сколько могло дать государство на старость.

В экономически развитых странах политика пенсионного обеспечения ведется в двух направлениях:

гарантированное обеспечение всеобщей минимальной трудовой пенсии и поддержка малоимущих слоев населения;

• расширение возможностей граждан в обеспечении собственной старости через дополнительное накопительное страхование.

Сочетание государственной гарантии и частной инициативы позволяет поддерживать высокий социальный уровень. Принцип, которым руководствуются в своей деятельности негосударственные пенсионные фонды, состоит в добровольном отчислении страховых взносов на накопительное пенсионное страхование как самими работниками, так и работодателями. Все страховые взносы перечисляются на персональные страховые счета. Денежные средства инвестируются в надежные объекты, прибыль от которых зачисляется на эти же персональные счета пропорционально находящимся на них средствам. При достижении пенсионного возраста сумма средств, накопленных на счету клиента, является базой для определения размера дополнительной пенсии.

В Западной Европе 70 % пенсионеров получают негосударственные пенсии. Доля дополнительной пенсии в пенсионном доходе составляет в Италии 15—16 %, во Франции — 35— 40 %, в США — 75 %. Высокий показатель дополнительной пенсии в США объясняется доминированием накопительного принципа в формировании и использовании пенсионных фондов в этой стране. Другой отличительной особенностью социального обеспечения пенсионеров в США является наличие трех степеней социальной защиты, поскольку большинство пенсионеров получают пенсии из трех источников:

по системе социального страхования;

из частных пенсионных фондов, формируемых за счет взносов работодателей;

3) по системе индивидуальных пенсионных счетов. Эффективность многозвенного уровня защиты обусловлена, во-первых, взносами в систему социального страхования, которые уплачивают почти все предприниматели и наемные работники; во-вторых — взносами работодателей в частные пенсионные фонды. Последние имеют отличия в подчиненности, типах пенсионных программ и группируются по трем наиболее востребованным пенсионным схемам:

с фиксированными взносами;

фиксированными выплатами;

участием в прибыли. Каждый из видов пенсий имеет защиту со стороны государства, гарантирующую возврат пенсии по системе социального страхования правительством через Федеральную страховую корпорацию. Система индивидуальных пенсионных счетов обслуживается, как правило, организациями, специализирующимися на страховании жизни. Уплачивая взносы страховщику или выкупая с помощью работодателя страховой полис, любой гражданин США получает право на индивидуальную пенсию. Деятельность частных пенсионных фондов регламентирована законом о страховании пенсионных выплат — «ERISA», включающим два существенных положения. Первое положение устанавливает минимум пенсионных выплат и право наемного работника получать пенсию от компании по одной из альтернатив: а) 100 % пенсии после десяти лет службы; б) 25 % пенсии после пяти лет службы, с последующим ростом до 100 % через пятнадцать лет службы; в) 50 % пенсии, когда в сумме возраст и срок службы у работодателя составляют сорок пять лет, с последующим ростом до 100 % через пять лет службы. Работник, по всем признакам отвечающий условиям одной из альтернатив, оказывается под защитой федеральной гарантии даже в случае увольнения. При этом на размере пенсии не отразятся большие затраты, которые компания понесла на его профессиональную подготовку. Он не окажется в проигрыше и в том случае, если, имея по крайней мере пятилетний стаж работы в данной компании, увольняется раньше срока, предусмотренного контрактом. Второе положение закона обеспечивает гарантию выплаты пенсии за счет Федеральной страховой корпорации пенсионных выплат, имеющей статус правительственного агентства и входящей в государственную систему страхования. Эта организация отвечает по обязательствам обанкротившихся пенсионных фондов или фондов с недостаточным финансированием, стоимость активов которых меньше, чем сумма имеющихся обязательств. Но для этого работодатели должны делать обязательные фиксированные взносы в Федеральную корпорацию, пропорциональные численности занятых.

Особенностью формирования пенсионных фондов является то, что взносы работодателей, а также доходы пенсионного фонда в виде процентов, дивидендов и прироста капитала вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Получатели же уплачивают налог с пенсий и пособий, и уровень налогообложения зависит от величины дохода пенсионера.

В ФРГ своя специфика. Государственное пенсионное обеспечение финансируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, работающих и федеральных дотаций. Эти взносы предназначены не только для выплаты пенсий по старости, пониженной трудоспособности или потере близких родственников (вдовам, вдовцам, сиротам, бывшим супругам умерших или пропавших без вести застрахованных лиц), но и для компенсации расходов на восстановление профпригодности, реабилитацию и на воспитание детей. Предоставление пенсий обусловлено наступлением срока, по истечении которого членам страховой кассы полагается выплата денег.

Размер пенсии определяется: а) соотношением индивидуального дохода застрахованного и среднего трудового дохода всех работающих по найму; б) временем, в течение которого уплачивались взносы; в) динамикой заработной платы (он ежегодно приводится в соответствие с ней). Пенсионное страхование является обязательным для всех, кто работает по найму, за вознаграждение, с целью профессионального обучения, а кроме того — для лиц, которым засчитывается время по воспитанию детей или проходящих армейскую либо гражданскую службу. В Германии не подлежат обязательному страхованию лица малозанятые, самостоятельно занятые и относящиеся к другой системе социального обеспечения (в основном по профессиональному признаку). Люди, работающие лишь часть рабочего дня или рабочей недели (малозанятые или незначительно занятые), не подлежат обязательному пенсионному страхованию (ОПС), потому что их трудовой доход не обеспечивает им удовлетворительные возможности для существования. При незначительной занятости и небольшом доходе размер пенсии оказывается очень низким, и немецкие профессионалы в области социальной защиты считают, что обязательное пенсионное страхование частично занятых работников позволило бы им незаслуженно получать более высокую пенсию. В Германии критерием отнесения работника к группе малозанятых (незначительно или частично занятых) является седьмая часть среднего заработка. Особую группу в пенсионном обеспечении составляют самостоятельно занятые лица («индивидуалы»). В нее входят фермеры, врачи, адвокаты, архитекторы, ремесленники, деятели искусства, литераторы и др. Исключение из системы ОПС и предоставление им свободы в выборе формы обеспечения в старости мотивировано спецификой их деятельности, подразумевающей личную ответственность за собственную судьбу. Однако государство, не рассчитывая, что все эти лица еще в трудоспособном возрасте позаботятся о предстоящей старости и не желая в связи с этим выделять значительные средства из бюджета на социальное обеспечение своих «легкомысленных» граждан, предусмотрело ряд мероприятий:

временное включение «индивидуалов» в систему ОПС с целью минимального обеспечения в старости;

освобождение от обязательного предъявления документов, подтверждающих достаточность материального обеспечения, гарантированного другими источниками;

обязательность членства в других системах социальной безопасности, функционирующих по профессиональному признаку. Помимо разветвленной системы ОПС, охватывающей большинство работающих, а также социальных программ, подчиняющихся профессиональному признаку, в ФРГ в последние десятилетия весомую роль в социальном обеспечении играют частные работодатели. Дополнительное соцобеспечение поступает от предприятий и учреждений общественного сектора, также выступающих в роли работодателя. Все это дополняет на добровольной основе социальную защиту работников, потерявших трудоспособность по старости или болезни, оказываемую системой ОПС. Финансирование пенсионного обеспечения германскими предприятиями имеет разные формы. Если работодатель самолично выплачивает дополнительные пенсии, то в этом случае осуществляется внутреннее финансирование через образованные на эти цели фонды накопления. При подключении независимых учреждений социального страхования (пенсионные кассы, страховые компании) происходит внешнее финансирование, основой которого служат поступившие взносы или благотворительные ассигнования. Финансирование может производиться и в форме прямого страхования, когда работающий отказывается от части своего оклада или от его повышения в пользу дополнительного пенсионного обеспечения.

Шведская пенсионная система направлена на предоставление финансовых гарантий пожилым людям и группам лиц, которые не могут самостоятельно позаботиться о себе. Для этого существуют основная (базовая), общая дополнительная и частичная пенсии. Пенсионные суммы исчисляются исходя из так называемой «сокращенной общей (базовой) величины».

Основная (базовая) пенсия выплачивается по достижении пенсионного возраста. В ее состав входят следующие выплаты: пенсия по возрасту, ранняя, сопутствующая ранняя и специальная пенсии; дополнительное и пенсионное пособия; надбавка по причине увечья; пособие по уходу за ребенком; жилищно-коммунальная субсидия. Пенсию по возрасту в Швеции начинают получать лица, дожившие до 60—70 лет (в зависимости от конкретных факторов).

Право на полную базовую пенсию по возрасту имеют те, кто как минимум 40 лет постоянно проживал в Швеции (независимо от гражданства). Размер пенсии лиц, не соответствующих данному условию, снижается за каждую годовую разницу на 1/40. Раннюю пенсию получают те, кто по истечении 16 прожитых лет становятся как минимум наполовину трудоспособными, а также те, кто достиг 60 лет и не в состоянии продолжать выполнять работу, требующую физического или психического напряжения. Если ожидается, что через несколько лет трудоспособность восстановится полностью или частично, то выплачивается временная ранняя пенсия. Сопутствующая ранняя пенсия (сиротская пенсия) назначается ребенку до 18 лет в случае смерти одного или обоих родителей.

Специальная пенсия сопутствующего характера выплачивается лицам (независимо от пола) в возрасте до 65 лет, проживавшим с пенсионером до момента его смерти. После наступившего события она выплачивается еще в течение 12 месяцев. Специальную пенсию получают супруги-пенсионеры, имеющие право на полную базовую пенсию.

Пенсионное пособие в размере 96 % сокращенной общей (базовой) величины получают одинокие люди. Опыт пенсионного обеспечения стран с рыночной экономикой интересен государствам с переходной экономикой, а также всем, кто приступил к реформированию пенсионного обеспечения. Общая, дополнительная и частичные пенсии в отличие от базовой являются доходно-ориентированными, т.е. зависят от полученного в течение трудового стажа дохода.

В Польше и Венгрии в конце истекшего столетия были установлены жесткие нормы инвестирования средств, аккумулированных в частных страховых фондах. Учредителями таких фондов являются банки, крупные предприятия, профсоюзы и иностранные компании.

С конца 1998 г. началась разработка концептуальных основ реформы системы пенсионного обеспечения в Болгарии. Их суть аналогична венгерскому и польскому вариантам и сводится к формированию трехуровневого пенсионного обеспечения.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение осуществляется на основе обязательного пенсионного страхования, взносы по которому аккумулируются в Пенсионном фонде, и добровольного страхования, в соответствии с которым формируются негосударственные пенсионные фонды. Пенсионная реформа в России должна выработать концепцию инвестирования средств, сосредоточенных в пенсионных фондах по накопительной схеме.

Реформирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь базируется на концепции, адекватной рыночной экономике (утверждена Советом Министров Республики Беларусь в 1997 г.). Она состоит из трех компонентов: солидарного (первая составляющая), обязательного накопительного (вторая составляющая) и добровольного накопительного. Необходимость реформы обусловлена незначительным уровнем размера пенсии, который в состоянии обеспечить система государственного социального страхования в транзитивной экономике. Совершенствование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь ориентировано на персональный характер социального страхования. Оно направлено на усиление взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, достижение полной достоверности сведений о стаже и заработках граждан, создание предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов, повышение заинтересованности в их уплате, упрощение и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий в республике. Все мероприятия регламентированы Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», который вступил в силу 01.01.2003 г. Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов необходим индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют своих работников в ФСЗН и открывают на каждого индивидуальный лицевой счет (ИЛС), номер которого соответствует номеру гражданского паспорта и закрепляется за гражданином пожизненно. Он может работать в нескольких местах, но каждый из работодателей обязан позаботиться, чтобы информация о его доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы накапливалась на одном ИЛС. Такой порядок избавляет граждан от необходимости собирать сведения за весь трудоспособный период, облегчает начисление пенсий. Кроме того, работнику невыгодно скрывать заработки. Все это обеспечивает рост поступлений в ФСЗН. Реформа пенсионного обеспечения отвечает интересам работников, работодателей и ФСЗН. В республике сохраняется солидарный характер социальной защиты, основанной на распределительном принципе. Одновременно новый порядок учета усиливает зависимость размера назначаемой пенсии от вклада каждого работающего на протяжении его трудового стажа. Появление накопительной компоненты в системе пенсионного обеспечения снимает ограничения с максимального размера пенсий. Он обусловлен количеством средств, откладываемых будущими пенсионерами. В новых условиях прекращается финансирование льгот, ранее предоставлявшихся определенным категориям граждан за счет других членов общества. Профессиональные льготы должны оплачиваться соответствующими профессиональными пенсионными фондами, формируемыми в основном из средств работодателей. Это должно послужить побуждающим мотивом к обновлению производства, внедрению новых технологий, оздоровить условия труда, поскольку вредное производство — одна из причин назначения досрочных пенсий. Создание накопительной системы позволит значительно увеличить столь необходимый для государства объем инвестиционных ресурсов. Подсчитано, что при обязательном отчислении в накопительную государственную систему 1 % фонда заработной платы сумма взносов в течение первых лет превысит 100 млн. дол. США, а в течение десятилетий — 1 млрд. дол. Гарантией сохранения и эффективного использования накопительных пенсионных средств должны служить: совершенная система государственного управления, регулирования и контроля за формированием и использованием этих средств; выпуск различных государственных ценных бумаг, ориентированных под пенсионные накопления; совершенное законодательство по инвестированию пенсионных средств и стимулированию работодателей и граждан к осуществлению пенсионных сбережений.

4. Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в фонд

Главная > Реферат >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.Страхование как экономическая категория.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.

Специфика страхования как экономической категории определяется следующими признаками: – наличие страхового риска (и критерия его оценки);

– случайный характер наступления стихийного бедствия или иного проявления разрушительных сил природы;

– объективная потребность возмещения ущерба;

– наличие перераспределительных отношений в пространстве и во времени;

– замкнутая раскладка ущерба;

– формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков;

– выражение ущерба в натуральной или денежной форме;

— реализация мер по предупреждению и преодолению последствий конкретного события;

– возвратность страховых платежей;

– самоокупаемость страховой деятельности.

Признаки и отличительные особенности страхования.

Существенными, отличительными признаками страхования являются следующие: 1.Отношения между страховщиком и страхователем имеют вероятностный характер, так как в их основе лежит страховой риск. 2.Возвратность средств. 3.Раскладка ущерба: общая сумма ущерба, понесенного страхователями за определенный промежуток времени, раскладывается на всех участников страхования, причем результат раскладки представляет величину страхового платежа — вклад каждого участника в формировании страхового фонда.

После отрицательных показателей роста в 2004 и 2005 гг., обусловленного сворачиванием схемного страхования жизни, добровольные виды показали рост в 16% за 2006 г. и 19,3% за 2007 г, причем этот рост происходил равномерно в течение отчетного периода, то есть мы имеем дело с устойчивой тенденцией. При этом страхование жизни возросло на 41,1% за 2007 г. На сегодняшний день дальнейшее развитие будет определятся «Стратегия развития страховой отрасли в РФ на 2008-2012 годы»- документ, определяющий основные изменения в госрегулировании рынка на ближайшие годы. По прогнозам Минфина, совокупные сборы страхового рынка в 2010 г. составят 0,95–1,10 трлн. руб., а выплаты – 0,55–0,60 трлн. руб. В 2012 г. эти показатели будут равняться 1,20-1,50 трлн. руб. и 0,75–0,80 трлн. руб. соответственно, а к 2020 г. – превысят 2,00 трлн. руб. и 1,20 трлн. руб.

Функции страхования.

«Функция (от лат. functioисполнение, осуществление) есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к экономической категории функции представляют собой проявления ее сущности в действии, ее роль в системе общественно-экономических отношений. Функции происходят из самой сущности рассматриваемой категории, отражают ее свойства в реальной действительности и в связи с этим являются производными, вторичными понятиями по отношению к сущности. » Без изучения функций экономической категории невозможно определить специфическое ее назначение в обществе и раскрыть полное ее содержание.

«Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций страхования можно выделить:

Формирование специализированного страхового фонда де­нежных средств. Этот фонд может формироваться как в обяза­тельном, так и в добровольном порядке. Развитие страхового дела в стране, а также проведение страхования в той или иной форме регулирует государство исходя из экономической и социальной обстановки. Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечиваю­щих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Ес­ли в коммерческих банках аккумулирование средств населения с це­лью, например, денежных накоплений имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализиро­ванного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В имущественном страховании через функцию форми­рования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в преде­лах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества. Через функцию формирования специализированного страхового фонда решаются проблемы инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретение ценных бумаг и т.д.

Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граж­дан. — Право на возмещение имущественного ущерба имеют только физические и юридические лица, являющиеся участниками форми­рования страхового фонда. Возмещение ущерба физическим и юри­дическим лицам осуществляется в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба опреде­ляется страховыми компаниями исходя из условий договоров стра­хования, и регулируется государством через лицензирование страхо­вой деятельности. Посредством этой функции получает реализацию полнота страховой защиты.

-Предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.Данная функция предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий, правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях за­ключенного договора страхования и ориентированное на его береж­ное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят на­звание превенции. В целях реализации данной функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. В интересах страховщика израсходовать определенную долю де­нежных средств на предупреждение страхового случая и связанного с ним ущерба .

Также, если рассматривать сущность страхования как особой сферы распределительных отношений, то можно выделить такие четыре функции: 1) противорисковая (выражает основное общественное на­значение страхования — возмещение ущерба пострадавшим лицам в целях защиты их интересов при наступлении рисковых обстоятельств.); 2) предупредительная (отражает экономическую за­интересованность всех участников страховых отношений (страхователей и страховщика) в ненаступлении рисков, влекущих негативные последствия одинаково для всех.); 3) сберегательная (выражается в потребности страховой за­щиты имущества, доходов и личных интересов страхователей с целью экономии собственных средств и их сохранения в случае наступления неблагоприятных событий.); 4) контрольная (страхование реализуется в процессе форми­рования и расходования средств страхового фонда, включая и стадию осмысливания финансовых результатов страховой деятельности.).

Экономическая необходимость и роль страхования в рыночной экономике.

Человечество живёт и трудится в определённых условиях природной и социальной среды. И в процессе своей жизнедеятельности оно постоянно сталкивается с различными стихийными силами природы, со случайными социальными явлениями. В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает знания о природе некоторых рисков и с другой стороны само создаёт новые виды рисков, т.е. существование рисков постоянно меняется только их количество и степень нанесения им ущерба. Поэтому важными задачами общества является своевременное распознавание рисков и проведение соответствующих мероприятий по уменьшению степени риска.

Риски можно ограничить следующими путями:

  1. Переложения – достигается путём переложения ответственности на другого (партнёра) при включении соответствующего пункта в договор (ех: переложение риска по перевозке грузов на компанию поставщика или перевозчика).

  2. Разделение – т.е. разделение риска при осуществлении крупных проектов, в котором принимают участие несколько исполнителей, каждый из несет ответственность в пределах своей доли участия (ех: крупное строительство).

  3. Рассеивание – это возможно при целенаправленном формировании портфеля заказов (ех: банк, чтобы уменьшить риск не возврата, рассеивает выдачу ссуды на несколько фирм)

Однако все эти меры полностью от риска не защищают и, как правило, вводятся меры к формированию денежных фондов для компенсации возможных рисков (страховой или резервный фонды). Три способа образования таких фондов:

  • Государством;

  • Юридическими и физическими лицами в индивидуальном порядке;

  • Страховыми организациями.

В РФ существует две сферы страхования:

  • Государственное, социальное страхование;

  • Индивидуальное, частное страхование, в его основе лежит договор страхования, договор может быть добровольным или принудительным.

Через страхование финансовых последствий, несение определённых видов риска перекладывается на страховщика.

Признаки страхования:

  1. Чрезвычайность, которая связывает страхование с определённой защитой общественного производства;

  2. Замкнутость, когда раскладка ущерба между страхователями основана на том, что количество пострадавших всегда меньше общего числа застрахованных;

  1. Возместимость ущерба, при котором чем больше охвачена страховщиком территория и количество застрахованных объектов, тем эффективнее перераспределение средств оплата (максимального ущерба за минимальные взносы);

  2. Возвратность внесённых платежей на указанной территории в масштабе в среднем 5 лет.

Сфера применения и перспективы развития страхования.

Завершился 2009 год, один из самых сложных в современной истории страхования и не только. Эпоха легких денег для страховщиков прошла. Это был первый кризисный год, который начал наглядно показывать достоинства и недостатки национального страхового рынка. Кризис стал катализатором всех нарастающих проблем: на фоне падения объемов собранных премий ярче выявились скрытые ранее проблемы недостаточности реальных страховых резервов, качества активов страховщиков, профессионализма менеджеров всех уровней.

Одно дело работать из года в год на фоне растущего рынка, увеличивающейся страховой премии. Другое – на падающем рынке, когда приходится ориентироваться не на темпы прироста взносов и долю рынка, а на убыточность и рентабельность тех или иных видов страхования, когда необходимо оперативно сглаживать отрицательные эффекты, диверсифицируя страховой портфель.

К счастью, кризис заставил многих думать и считать. Но одни решили делать это за счет клиентов, стремясь платить им все меньше и меньше, постепенно девальвируя роль страхования и имя страховщика. Другие серьезно думают о структуре страхового портфеля, уменьшении собственных расходов и заработке на инвестициях от размещения финансовых средств. Первый путь в никуда, так сказать, отсроченная смерть, второй – в цивилизованное будущее.

Состояние рынка : По состоянию на 1 марта на территории Приволжского федерального округа работает 58 страховщиков и 858 филиалов. Как видим из диаграмм, за последние 6 лет число региональных страховщиков неуклонно снижается, со 104 в 2005 г. до 58 в 2010 г.

Похожие страницы:

  1. Социальноэкономическая сущность страхования (2)

    Контрольная работа >> Банковское дело … рынка в необходимом для общества ключе. 1. Социальноэкономическая сущность страхования Страхование по сути своей призвано обеспечивать …

  2. Социальноэкономическая сущность страхования (1)

    Реферат >> Банковское дело … РАБОТА по дисциплине «ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ» на тему «Социальноэкономическая сущность страхования» Студентки Шитиковой Екатерины Александровны …

  3. Экономическая сущность страхования, классификация страхования

    Реферат >> Банковское дело Экономическая сущность страхования, классификация страхования. Страхование – система отношений, связанная с … по обязательному социальному страхованию. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения. …

  4. Экономическая сущность страхования (6)

    Реферат >> Банковское делосоциального характера, а также по безусловному возмещению нанесенного ими ущерба. Экономическая сущность страхования … проявления вызывают потребность в страховании. Экономическая сущность страхования через страхование любой вид человеческой деятельности …

  5. Экономическая сущность страхования (4)

    Закон >> Банковское дело … самострахования. Категории страхования Экономической сущности страхования соответствуют следующие категории: финансовая, экономическая, кредитная, … порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела …

Хочу больше похожих работ…

Система обязательного социального страхования Республики Казахстан

С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. Следует отметить, что в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

— угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

— угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения — выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты (рисунок 1).

Первый уровень — гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень — пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень — социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

3) обязательность участия в системе социального страхования;

4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее — Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

с 1 января 2005 года — 1,5% от объекта исчислений;

с 1 января 2006 года — 2% от объекта исчислений;

с 1 января 2007 года — 3% от объекта исчислений;

с 1 января 2009 года — 4% от объекта исчислений;

с 1 января 2010 года — 5% от объекта исчислений.

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее — СОСС).

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты трудоспособности — со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

2) на случай потери кормильца — с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

3) на случай потери работы — со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами — с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) — с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года — с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.

При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер — не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин — участников СОСС. В связи с чем суммы социальных выплат из Фонда в 2008 году резко увеличились (рисунок 2).

Следует отметить, что основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам — 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком — 8 998,8 млн тенге (43,9%) (рисунок 3).

Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике (рисунок 4).

Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения — эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита — это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.

Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты Казахстана содержат элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении социальных рисков.

Алмас Курманов, президент АО «Государственный Фонд социального страхования»

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *