Органы обязательного социального страхования

Важным механизмом социальной защиты является обязательное социальное страхование. Оно контролируется государством и имеет цель поддержки нетрудоспособных и престарелых людей. Рассмотрим подробно данный механизм, его принцип работы и то, какие органы отвечают за его функционирование.

Принцип работы

Социальное страхование предоставляет финансовую защиту работающим гражданам/членам их семей, находящихся на иждивении, от потенциальной утраты трудового дохода. При наступлении нетрудоспособности в результате особого случая (примеры – болезнь, инвалидность, старость, смерть кормилица, материнство), гражданин не останется без финансовой поддержки и сможет продолжать беспрепятственное существование за счёт предоставляемых ему средств в законодательно установленном размере.

Обязательное социальное страхование (ОСС) – общее название масштабной системы, состоящей из ряда подсистем с ответственностью, разделённой между несколькими государственными органами. По типу обязательное страхование можно разделить на шесть условных частей по страхуемому поводу:

  1. временная нетрудоспособность (кратковременная или долгосрочная болезнь);
  2. несчастные случаи на производстве/профессиональных заболеваниях;
  3. материнство;
  4. смерть застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;
  5. ОС пенсионного типа;
  6. ОС медицинского типа.

Законодательное регулирование

Законодательно ОСС регулируется законом № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», определяющим правовые позиции субъектов ОСС, основания их возникновения, осуществление прав и обязанностей, ответственность и основные моменты государственного регулирования системы.

Закон описывает основные принципы ОСС, включающие:

  • устойчивость, обеспечиваемая эквивалентностью страхового обеспечения с одной стороны и страховых взносов с другой;
  • всеобщий обязательный характер;
  • доступность;
  • государственная гарантия исполнения прав ОСС независимо от финансового состояния конкретного страховщика;
  • регулирование системы на государственном уровне;
  • паритетность участия представителей субъектов ОСС в в органах управления ОСС;
  • автономность;
  • ответственность за корректное использование средств;
  • обязательность уплаты страхователями соответствующих взносов.

Реализацией принципов занимается государство и органы, включенные в систему.

Ответственные органы

Орган, осуществляющий ОСС, не один – их три:

  • Фонд социального страхования.
  • Фонд обязательного медицинского страхования.
  • Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФСС Травматизм, материнство, производственные страховые случаи
Фонд ОМС Медстрахование
Пенсионный фонд Пенсионная система, материнский капитал

Эти органы имеют независимые источники финансов, формируемые посредством внесения страхователями страховых взносов. Но перечисленные органы (так как ОСС гарантируется государством) имеют государственную поддержку. При недостатке средств на собственных счетах фондов, покрытие происходит за счёт федерального бюджета Российской Федерации.

Фонд социального страхования

Государственная внебюджетная организация, покрывающий следующие функции:

  • Страховка при возникновении временной нетрудоспособности, в том числе по причине материнства.
  • Страховка от несчастных случаев, случающихся на производстве (плюс профессиональные заболевания).
  • Финансирование предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.
  • Выплата пособий по временной нетрудоспособности
  • Гарантирование предоставления путёвок льготным категориям граждан для осуществления санитарно-курортного лечения и проезда к нему/обратно.
  • Оплата родовых сертификатов.
  • Предоставление инвалидам протезов и технических средств реабилитации.

Больше по теме:

Фонд обязательного медицинского страхования

Государственная внебюджетная организация, покрывающая следующие функции:

  • Финансирование целевых программ, относящихся к системе обязательного медицинского страхования.
  • Контроль целевого применения финансовых средств программы обязательного медицинского страхования.
  • Обеспечение равномерных условий деятельности территориальных фондов ОМС в отношении обеспечения финансирования программ ОМС.

Вся деятельность организации связана с обязательным медстрахованием и контролем стоящих ниже по иерархии органов, включенных в систему ОМС на любом уровне. Имеется 88 территориальных фондов, подчиняющихся основному и контролируемых с его стороны.

Обратите внимание! Взносы в рамках страховой системы вносятся в центральный ФОМС, оттуда распределяются в нужных пропорциях по территориальным отделениям. Ранее страховые взносы вносились локально, теперь всё стало централизованным.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Крупнейшая организация в рамках обязательного соцстрахования. В число функций этого государственного внебюджетного фонда входят:

  • назначение/начисление пенсий;
  • учёт страховых средств в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • выделение сертификатов для получения семейного (материнского капитала);
  • выделение средств семейного (материнского) капитала;
  • курирование средств пенсионной системы;
  • персонифицированный учёт участников систем в ОПС;
  • работа со страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы в ПФР);
  • назначение и начисление соцвыплат определённым категориям граждан, включая инвалидов, военных инвалидов, ветеранов, героев Советского Союза/Российской Федерации;
  • установление федеральной соцдоплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионера до установленного законодательно прожиточного минимума;
  • реализация программы софинансирования государством пенсионных накоплений добровольного типа.

Факт! Масштабы ПФР подтверждаются статистикой – доля ПФР в ВВП России составляет 10,2% по расходам и 10,8% по доходам. Органом ведётся персонифицированный учёт более 128 миллионов граждан России, пенсия выплачивается 40 миллионам пенсионерам, соцвыплаты выдаются 20 миллионам льготников. Роль ПФР в системе ОСС является определяющей, несмотря на значимость остальных органов.

Управление взносами

Формирование бюджетов фондов ОСС формируется за счёт взносов, значит, важная часть ОСС – управление взносами, проверка своевременной уплаты, перевод средств в фонды, взыскание задолженностей и прочие функции. Ранее распределение было следующим:

  • ФСС отвечал за взносы, перераспределяемые на выплаты по неработоспособности, материнству, несчастным производственным случаям, профессиональным заболеваниям.
  • ПФР отвечал за пенсионную и медицинскую части страховой системы.

Важно! 01.01.2017 произошли изменения, администрирование страховых взносов любого типа (социальные, пенсионные, медицинские) перенаправлено на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

Отчётности и взносы

Формирование бюджета формируется за счёт страхователей – предприятий, уплачивающих взносы за легитимно оформленных сотрудников. Каждый квартал предприятие подаёт отчётности разного типа. При численности сотрудников более 25, обязательной является подача электронной отчётности с цифровой подписью.

Взносы уплачиваются с выплат сотрудникам/расходов страхователя, но есть исключения:

  • суточные выплаты;
  • материальная помощь при смерти члена семьи, стихийном бедствии, чрезвычайного обстоятельства любого размера;
  • материальная помощь на любые цели до 4 000 рублей/сотрудник в год, на рождение, усыновление, удочерение до 50 000 рублей/ребёнок;
  • взносы по ДМС, обслуживанию работников в поликлинике при страховании работника на срок более 12 месяцев;
  • компенсация утраты жизни работников, вреда здоровью работников;
  • платежи в рамках негосударственного пенсионного страхования.

Важно! Принципом ОСС является обязательность выплат, потому предприятие, избегающее своевременных перечисление, несёт ответственность в соответствии с законодательством, тяжесть которой определяется размером отсутствующих выплат и другими нюансами преступления.

Подводим итоги

Данный вид страхования осуществляется не единственным органом, а тремя органами, действующими согласно Бюджетному кодексу РФ. При возникновении недостатка финансирования к перечисленным фондам подключается вливание денег из федерального бюджета Российской Федерации, потому обеспечение социального страхования поддерживается на государственном уровне всей системой, а не только отдельными органами.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 17 августа 2017; проверки требуют

38 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 17 августа 2017; проверки требуют

38 правок

.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:

  1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
  2. Обязательное страхование в связи с материнством,
  3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  4. Обязательное медицинское страхование,
  5. Обязательное пенсионное страхование,
  6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Доходы и расходы системы обязательного социального страхования

Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:

  • Фонд социального страхования
  • Фонд обязательного медицинского страхования
  • Пенсионный фонд Российской Федерации.

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Случаи, когда взносы не уплачиваются

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтверждённого справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

  • при медицинском страховании работника более года:
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.

Основные расходы фондов

  • Выплаты пособий по больничным листам
  • Выплаты пособий в связи с материнством:
    • по беременности и родам
    • при рождении ребёнка
    • по уходу за ребёнком до трёх лет
  • Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха
  • Выплаты в связи с инвалидностью
  • Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия
  • Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
  • Выплаты пенсий пенсионерам

Администрирование страховых взносов

Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.

Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учёт платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
    • обязательное медицинское страхование.

Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации.

C 1 января 2017 года администрированием страховых взносов по всем видам обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования занимается Федеральная налоговая служба.

Отчётность

Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 25 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.

  • В ФСС сдаётся отчёт «4-ФСС» на бумажном носителе подается не позднее 20-го, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • В ПФР сдаётся отчёт «РСВ-1» на бумажном носителе подается не позднее 15-го, а в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом. В отчёте «РСВ-1» отображается информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, оставшейся задолженности, а также на каждого сотрудника подаётся информация:
    • фамилия, имя, отчество
    • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
    • суммы оплаты труда за каждый месяц
    • страховый стаж.

История

Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира.

Об истории ФСС смотри Фонд социального страхования Российской Федерации. Раздел История

Взыскание недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов

В 2015 году сообщалось, что если плательщик добровольно не уплачивал суммы, указанные в «Требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов», то обязанность по уплате страховых взносов исполнялась в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках. Предварительно орган ПФР принимал «Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств». При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР имел право взыскать, через судебного пристава-исполнителя, задолженность имуществом должника, при этом, если гражданин прекращал деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом задолженность у него оставалась, взыскание производилось через районный суд.

К 2016 году предприниматели сообщали об отходе налоговых инспекций от сервисной функции в пользу карательной с обвинительным уклоном, что, в результате увеличения уголовных дел, существенно увеличило сборы налогов, в том числе страховых взносов.

В 2017 году была введена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов, в этом же году, в связи с изменением налогового кодекса и с целью эффективного взыскания долгов, сбор взносов от пенсионных фондов передали в ведение территориальных налоговых инспекций, что привело к существенным ошибкам в налогообложении, о чём бизнес-омбудсмен Борис Титов в указал в письме главе ФНС Михаилу Мишустину. Обязанность платить страховые взносы убыточным, неработающим и не предоставляющим налоговикам отчетность индивидуальным предпринимателям приводила к накоплению начислений и штрафов в крупном размере, кроме того, таким лицам Пенсионный фонд начислял максимальную ставку взносов, в большинстве своем эти колоссальные долги считались безнадежными к взысканию.

К 2018 году ситуация по взысканию страховых недоимок сложилась таким образом, что президент России предложил простить долги по страховым взносам, что и было сделано, однако налоговые органы все равно пытались взимать задолженности несмотря на амнистию зачастую, руководствуясь отсутствием исчерпывающих сведений из органов ПФР о задолженности.

См. также

  • Государственный внебюджетный фонд
  • Страхование
  • Обязательное страхование
  • Социальное страхование
  • Медицинское страхование
  • Пенсионное страхование

Примечания

Ссылки

Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон N 200-ФЗ от 11.07.2011.

Обязательное социальное страхование и социальные внебюджетные фонды

органы обязательного социального страхования

Финансовая система обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование, т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие «социальное обеспечение» содержится в действующей Конституции РФ, в документах Международной организации труда, в Налоговом кодексе РФ (часть II, глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из федерального бюджета. В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней.

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета.

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан.

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *