Организация обеспечения граждан пособиями по обязательному социальному страхованию

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31.12.2002 N 190-ФЗ

Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан

Принят Государственной Думой 25 декабря 2002 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей.

Статья 2. Порядок исчисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию отдельным категориям застрахованных

Гражданам, работающим по трудовым договорам (далее — работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее — работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

средств работодателей — в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.

Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, указанным в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Лица, перечисленные в части третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.

Статья 3. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей

Работодатели, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (далее — страховые взносы) по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.

При уплате работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.

Порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с основаниями, установленными в настоящем Федеральном законе, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Внесение дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Внести в Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686) следующие дополнения:

в статье 3:
абзац пятый после слова «страховщика» дополнить словами «, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем»;
абзац шестой после слова «страховщиком» дополнить словами «, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем»;
первое предложение абзаца второго пункта 2 статьи 6 дополнить словами «, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения»;
подпункт 5 пункта 1 статьи 9 дополнить словами «если иное не установлено федеральными законами»;
подпункт 2 пункта 2 статьи 11 дополнить словами «в  соответствии с федеральными законами»;
подпункт 6 пункта 2 статьи 12 дополнить словами «, в том числе за счет собственных средств».

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2002, N 30, ст. 3021) следующие дополнения:

подпункт 6 пункта 1 статьи 346.16 дополнить словами «, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

в абзаце втором пункта 3 статьи 346.21:
первое предложение дополнить словами «, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности»;
второе предложение дополнить словами «по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование»;

в абзаце первом пункта 2 статьи 346.32:
первое предложение дополнить словами «и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности»;
второе предложение дополнить словами «по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».

Статья 5. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

«Советник бухгалтера социальной сферы», 2005, N 5
ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСОБИЯМИ
ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
Обязанность по обеспечению пособиями по обязательному социальному страхованию возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд). В соответствии с действующими нормативными правовыми актами за счет средств Фонда производятся выплаты следующих видов пособий:
— пособие по временной нетрудоспособности;
— пособие по беременности и родам, в том числе при усыновлении ребенка;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.
Кроме того, за счет средств Фонда сохраняется средний заработок при предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12.02.1994 N 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Поэтому работодателям и главным бухгалтерам организаций необходимо знать и условия назначения и выплаты этих видов пособий.
Пособие по временной нетрудоспособности
Примечание редакции: статью «Особенности исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2005 году» читайте в журнале «СБ социальной сферы» N 3(27) за март 2005 г, с. 65 — 71.
Целевое назначение пособия состоит в возмещении утраченного заработка в связи с нетрудоспособностью.
В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее — ТК РФ) размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Согласно ст. 423 ТК РФ, изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно действующим нормативным правовым актам пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности, за исключением отдельных случаев (операция по искусственному прерыванию беременности, освобождение в связи с карантином ребенка до 7 лет), и до ее восстановления либо установления инвалидности, даже если в этом периоде работник был уволен.
Порядок назначения и выплаты вышеуказанных пособий, предусмотренных Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (п. п. 101, 102, 104, 111, 112 и др.), не изменился. Вместе с тем порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с 2004 г. существенно изменился.
В частности, ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» установлено, что в 2004 г. при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам исчисление среднего заработка работника осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ.
В связи с этим в 2004 г. указанные пособия исчислялись из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления среднего заработка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Данный порядок сохранил свое действие и на 2005 г.
Таким образом, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2005 г. средний заработок для расчета пособий следует исчислять из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами об обязательном социальном страховании.
Кроме того, действует и ч. 2 ст. 8 Закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ, согласно которой в случае, если за последние 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам работник проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда. МРОТ с 1 января 2005 г. установлен в размере 720 руб., а с 1 сентября 2005 г. — не более 800 руб. (Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ).
Вместе с тем изменение порядка расчета среднего заработка не влечет за собой отмены других условий назначения и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в частности:
— определения размера пособий в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, в том числе по уходу за больным ребенком при амбулаторном лечении;
— продолжительности выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
— ограничения пособия его максимальным размером и др.
Все эти условия по-прежнему будут применяться при назначении и выплате пособий.
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, который в 2004 г. претерпел некоторые изменения, в частности его оборотная сторона с учетом изменения порядка расчета пособий.
Работник предъявляет листок нетрудоспособности в первый день выхода на работу после окончания временной нетрудоспособности администрации организации. Ответственное лицо от администрации вносит соответствующие отметки в разделы оборотной стороны листка нетрудоспособности.
В крупных организациях, предприятиях целесообразно составлять ведомость назначения пособий или опись предъявляемых к оплате листков нетрудоспособности.
Листки нетрудоспособности, как оплаченные, так и не подлежащие оплате, а также все другие документы, представленные для выплаты пособий (справки, акты, обратные талоны к путевкам и т.д.), хранятся в бухгалтерии предприятия наравне с денежными документами. Листки нетрудоспособности хранятся отдельно от всех других расходных документов.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в сроки, установленные для выдачи заработной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ изменился порядок финансирования пособия по временной нетрудоспособности. Этим пунктом установлено, что до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности до ее окончания — за счет средств Фонда. Следует особо подчеркнуть, что такой порядок выплаты пособия применяется только на случай заболевания или травмы самого работника. В случае временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи или ребенком, при карантине, при протезировании, отпуске по беременности и родам, при несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда.
Примечание. Расходы по выплате пособия за первые два дня временной нетрудоспособности только в случае заболевания и полученной травмы (за исключением несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний) самого работника за счет средств работодателя относятся на подстатью 211 «Заработная плата». Расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности начиная с третьего дня выплачиваются за счет средств ФСС РФ по подстатье 213 «Начисления на оплату труда».
Гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями, применяющими специальные режимы налогообложения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств Фонда в той части суммы пособия, которая не превышает за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда. В части суммы пособия, превышающей установленный законодательством МРОТ, данное пособие выплачивается за счет средств работодателя.
Если же работодатели организации, применяющей специальные режимы налогообложения, уплачивают страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности добровольно, выплата этих пособий осуществляется полностью за счет средств Фонда.
Пособия в связи с материнством
Назначение и выплата пособий в связи с материнством и определение их размеров установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 883. К ним относятся следующие виды пособий.
Пособие по беременности и родам. Выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случаях осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.
Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения. Основаниями для предоставления такого отпуска являются заявление работника о предоставлении отпуска, которое подается по месту работы, с указанием его продолжительности и документ, подтверждающий право работника на его получение (решение суда об установлении усыновления ребенка).
Женщинам по их желанию вместо указанного выше отпуска может быть предоставлен отпуск по беременности и родам такой же продолжительностью, т.е. со дня усыновления ребенка не более 70 дней со дня его рождения, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам. Пособие выплачивается в размере полного заработка, определенного в порядке, установленном для исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности.
Примечание. Расходы, производимые учреждениями в рамках государственного социального страхования, оплачиваемые за счет средств ФСС РФ, штатным работникам: по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, — принимаются в зачет по уплате единого социального налога, подлежащего перечислению в ФСС РФ по подстатье 213 «Начисления на оплату труда».
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (при постановке на учет до 12 недель беременности). Назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам на основании справки, выданной лечебным учреждением (женской консультацией). В настоящее время пособие выплачивается в размере 300 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка. Выдается на основании справки о рождении (формы N 24), выданной органами загса, а также справки с места работы другого родителя о том, что названное пособие он не получил. Указанное пособие носит разовый характер. С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 206-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 6000 руб. В случае рождения близнецов это пособие выдается на каждого ребенка. Если ребенок родился в 2004 г., а родители обратились за данным пособием в 2005 г. (но не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), то оно выдается в том размере, который был установлен на день рождения ребенка, — 4500 руб.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Предоставляется работающим матерям (отцу, опекуну, усыновителю, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), а также матерям, обучающимся в учреждениях профессионального образования, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (но не ранее окончания отпуска по беременности и родам, усыновлению) по день исполнения ребенку возраста полутора лет.
Право на получение названного пособия сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении учебы.
Основанием для назначения ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет являются заявление о назначении этого пособия, копия свидетельства о рождении ребенка. Названный отпуск оформляется приказом руководителя организации (учебного заведения) — страхователя.
При оформлении отпуска лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком вместо матери, это лицо представляет дополнительно к названным документам справку с места работы (учебы) матери ребенка о том, что она не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Если мать ребенка не работает, названный отпуск другому лицу (отцу, опекуну, бабушке и т.д.) не предоставляется, и, следовательно, не выплачивается ежемесячное пособие.
Примечание. Ежемесячные пособия на детей в возрасте до 3 лет, выплачиваемые за счет средств работодателя, относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты».
В настоящее время пособие выплачивается в размере 500 руб. в месяц независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход (п. 27 Положения о порядке

Статья: Что необходимо знать налогоплательщику о налоговых проверках? (Лермонтов Ю.М.) (‘Советник бухгалтера социальной сферы’, 2005, n 5)  »

ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Основной целью государственного социального страхования является обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования работников в непредвиденных ситуациях в целях их материальной поддержки. Соответствующие государственные гарантии определены в виде выплат пособий по социальному страхованию.

Законодательством РФ установлены виды пособий, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), к которым относятся:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— ежемесячное пособие на ребенка;

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

— пособие при усыновлении ребенка;

— оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

— пособие на погребение.

Рассмотрим все виды пособий по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 183 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности. При этом размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по-

рядок, размеры и условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N° 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Закона № 255-ФЗ граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — застрахованные лица), вправе получить пособие по временной нетрудоспособности в случаях:

— утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма);

— необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

— карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

— осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

— долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Выплата пособия застрахованным лицам осуществляется в период работы по трудовому договору, при служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили

в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размерах, установленных ст. 7 Закона № 255-ФЗ. Из этой статьи следует, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от случая предоставления пособия, а также от размера страхового стажа и среднего заработка застрахованного лица. Например, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

— 100 % среднего заработка — при страховом стаже 8 и более лет;

— 80 % среднего заработка — при страховом стаже от 5 до 8 лет;

— 60 % среднего заработка — при страховом стаже до 5 лет.

При этом порядок исчисления страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности установлен ст. 16 Закона № 255-ФЗ. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91.

Порядок исчисления среднего заработка осуществляется в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Обратите внимание, что средний заработок застрахованного лица в общем случае в силу п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ рассчитывается за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. В том числе учитывается заработок, полученный за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей).

При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

(далее — Закон № 212-ФЗ) на соответствующий календарный год предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Согласно пп. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, а также п. 1 постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.» предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на 2010 г. составляет 415 000 руб., на 2011 г. — 463 000 руб. На 2012 г. величина этой базы — 512 000 руб. (постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.»).

Следовательно, размер среднего заработка, из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, не может превышать 415 000 руб. за 2010 г., 463 000 руб. за 2011 г. и 512 000 руб. за 2012 г.

Отметим, что Закон № 255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Исключением являются положения ст. 12—15 Закона № 255-ФЗ, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ). Напомним, что в ст. 12—15 Закона № 255-ФЗ определены сроки обращения за пособием, порядок и сроки его назначения, исчисления и выплаты.

Согласно ст. 9 Закона № 125-ФЗ выплата пособия по временной нетрудоспособности при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании осуществляется в размере 100 % среднего заработка, исчисленного в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании также зависит от среднего заработка, который не может превышать 415 000 руб. за 2010 г., и 463 000 руб. за 2011 г.

Назначается пособие по временной нетрудоспособности (пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производс-

тве или профессиональном заболевании) в течение 10 календарных дней со дня обращения за его получением с необходимыми документами (ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Выплата пособий осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Пособие по беременности и родам. В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Для застрахованных женщин порядок выплаты и особенности исчисления пособий по беременности и родам, так же, как и пособий по временной нетрудоспособности, регулируется Законом № 255-ФЗ.

Для остальных женщин порядок и условия назначения и выплаты пособий по беременности и родам определяются:

— Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ);

— приказом Минздравсоцразвития России от

23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее — Порядок № 1012н).

Согласно ст. 11 Закона № 255-ФЗ застрахованным женщинам пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100 % среднего заработка.

При этом средний заработок рассчитывается в том же порядке, что и средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, если расчет пособия по беременности и родам осуществляется по новым правилам, т. е. исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Если же застрахованной женщине на основании ее заявления (по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно)) рассчитывается пособие по старым правилам, то средний заработок определяется за последние 12 мес., предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, и он (средний заработок) не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Законом № 212-ФЗ в 2010 г.,

т. е. 415 000 руб. На это указывает п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 мес., предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам с 01.01.2012 выплачивается в размере 465,20 руб. На это указывают ст. 6, 4.2 Закона № 81 -ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЭ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее — Закон № 371-ФЗ), а также п. 12 Порядка № 1012н. Отметим, что данная сумма установлена с учетом индексации, предусмотренной федеральными законами на соответствующий финансовый год.

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, пособие выплачивается в размере стипендии.

Женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, пособие выплачивается в размере денежного довольствия.

Согласно ст. 15 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам назначается застрахованной женщине в течение 10 календарных дней со дня ее обращения за его получением с необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами

деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и так далее, пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (пп. 15, 18 Порядка № 1012н).

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, а также женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и т. д., назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляется по месту учебы (службы) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (пп. 14, 18 Порядка № 1012н).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Порядок и условия назначения и выплаты данного пособия регулируются Законом № 81-ФЗ и Порядком № 1012н.

В соответствии со ст. 9 Закона № 81-ФЗ, п. 19 Порядка № 1012н право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель). Данное пособие предоставляется дополнительно к пособию по беременности и родам.

Выплачивается указанное пособие с учетом индексации с 01.01.2012 в размере 465,20 руб., что следует из ст. 10, 4.2 Закона № 81 -ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона № 371-ФЗ, а также из п. 20 Порядка № 1012н.

Чтобы женщине назначили и выплатили единовременное пособие, ей необходимо представить справку из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (далее — справка о постановке на учет) (п. 22 Порядка № 1012н).

Если женщина представляет справку о постановке на учет одновременно с документами, которые являются основанием для назначения пособия по беременности и родам, то данное пособие назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. Об этом сказано в п. 24 Порядка № 1012н.

Однако в случае представления справки в более поздние сроки, женщинам, уволенным в связи с лик-

видацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой и тому подобным, единовременное пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Остальным женщинам при предоставлении справки в более поздние сроки указанное пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) данной справки.

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст. 11 Закона № 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное единовременное пособие не выплачивается.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка с учетом индексации с 01.01.2012 составляет 12 405,32 руб. На это указывают ст. 12, 4.2 Закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона № 371-ФЗ.

Для назначения и выплаты пособия необходимо представить ряд документов, перечень которых приведен в п. 28 Порядка № 1012н.

Назначается единовременное пособие при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. На это указывает п. 30 Порядка № 1012н. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.

Остальным лицам единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют лица, указанные в ст. 13 Закона № 81-ФЗ и в п. 39 Порядка № 1012н.

Выплачивается названное пособие до достижения ребенка возраста полутора лет (ст. 14 Закона № 81-ФЗ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо предоставить ряд документов, перечень которых установлен пп. 54—56 Порядка № 1012н.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен ст. 15 Закона № 81-ФЗ, ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ.

Согласно указанным статьям, а также ст. 4.2 Закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона № 371-ФЗ минимальный размер пособия по уходу за ребенком для застрахованных лиц с учетом индексации составляет с 01.01.2012 2 326,00 руб. (по уходу за первым ребенком) и 4 651,99 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми). Эти же размеры пособия установлены для неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком.

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для матерей, проходящих военную службу по контракту, матерей либо отцов, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, для матерей либо отцов, других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и т. д., в том числе уволенных из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенных в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, а также матерей, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в РФ, составляет с учетом индексации с 01.01.2012 9 303,99 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Необходимо отметить, что застрахованным лицам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % их среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия, т. е. не менее 2 326,00 руб. (по уходу за первым ребенком) и 4 651,99 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми). При этом исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Обратите внимание, что средний заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком, так же, как средний заработок для определения суммы пособия по беременности и родам, на основании заявления застрахованного лица может быть рассчитан по старым нормам, действующим до 01.01.2011, что следует из п. 2 ст. 3 Закона № 343-ФЗ. Данная возможность предоставляется в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно).

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 % среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14 Закона № 255-ФЗ, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Ежемесячное пособие на ребенка. В соответствии со ст. 16 Закона № 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее — Указ Президента РФ № 1110) установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Для исполнения Указа Президента РФ № 1110 Правительство РФ постановлением от 03.11.1994 № 1206 утвердило Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (далее — Порядок № 1206).

Согласно п. 11 Порядка № 1206 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет:

— матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационноправовых форм;

— матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

— матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

— нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации, руководителем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10дневный срок со дня поступления соответствующих документов (п. 14 Порядка № 1206).

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 16 Порядка № 1206).

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей), в случае если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и т. п., выплачивается единовременное пособие. На это указывает ст. 12.1 Закона № 81-ФЗ.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью с 01.01.2012 составляет с учетом индексации 14 405,32 руб. (ст. 12.2, 4.2 Закона № 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона № 371-ФЗ).

Для получения пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в орган, уполномоченный

производить назначение и выплату единовременного пособия, необходимо представить ряд документов, перечисленных в пп. 34—36 Порядка № 1012н.

Выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 37 Порядка № 1012н).

Пособие при усыновлении ребенка. При

выплате пособия при усыновлении ребенка необходимо руководствоваться ст. 257 ТК РФ и Порядком предоставления отпусков при усыновлении ребенка, который утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» (далее — Постановление № 719).

Пунктом 6 постановления № 719 установлено, что работникам, усыновившим ребенка (детей), на период отпуска (со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения), назначается и выплачивается пособие при усыновлении ребенка в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам.

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за де-тьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, исчисляемого в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об о собенно стях порядка исчисления средней заработной платы», в порядке, который устанавливается федеральными законами.

Пособие на погребение. На основании ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие

на погребение. При этом пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4 000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Отметим, что в гарантированный перечень услуг по погребению входят:

— оформление документов, необходимых для погребения;

— предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

— перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

— погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Постановлением Пр авительства РФ от

12.10.2010 № 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение» установлено, что индексацию предельного размера социального пособия на погребение необходимо осуществлять с 01.01.2011 исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. На 2012 г. прогнозируемый уровень инфляции установлен Законом № 371-ФЗ.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

— органом, в котором умерший получал пенсию;

— организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

— органом социальной защиты населения по месту жительства, в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;

— территориальным органом ФСС РФ, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

Список литературы

1. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.: постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933.

2. О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение: постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 813.

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

4. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ.

5. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

6. Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

7. Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

8. Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка: постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719.

9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Фонды социального страхования

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные страховые взносы:

  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

    Финансовые ресурсы фонда социального страхования

    Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

    Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

    Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

    Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

    Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

    Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

    Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

    Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

    Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

    Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от
    24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

    Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

    Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

    Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

    Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

    п.п.

    Наименование

    Сумма,

    млн. руб.

    % к итогу

    Доходы

    1.

    Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

    2.

    Единый социальный налог

    3.

    Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    4.

    Мобилизация просроченной задолженности

    5.

    Прочие поступления

    6.

    Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

    Итого доходов

    100%

    Расходы

    1.

    Выплата пособий

    В том числе пособия по временной нетрудоспособности

    2.

    Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

    3.

    Частичное содержание детскоюношеских спортивных школ

    4.

    Оздоровление детей

    5.

    Ежемесячные страховые выплаты

    6.

    Прочие расходы

    7.

    Административные расходы

    Итого расходов

    100%

    При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

    В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

    Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

    В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):

    • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
    • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
    • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
    • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
      252 дней : 50,1 млн. чел.) 122,8
    • д) среднедневное пособие:
      • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
      • в рублях 100,8
    • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

    В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

    В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

    В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

    Далее рассчитывается среднедневная зарплата. Для этого годовой фонд оплаты труда делится на число рабочих дней в году и на среднесписочную численность (пункт 2).

    В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

    Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

    Расчет пособия по беременности и родам

    • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
      Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
    • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
    • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
    • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
    • среднедневное пособие:
      в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
      в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
    • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2

    Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

    100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Расчет пособия при рождении ребенка

    (100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

    Расчет социального пособия на погребение

    (100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

    • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
    • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
    • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
    • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3

    Единовременные страховые выплаты

    • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
      где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
      где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
    • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

    где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

    Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.

    • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
    • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
      где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
    • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

    Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

    Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.



    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *