Обязательного социального страхования задачи

Фонды социального страхования

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные страховые взносы:

  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

    Финансовые ресурсы фонда социального страхования

    Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

    Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

    Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

    Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

    Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

    Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

    Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

    Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

    Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

    Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от
    24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

    Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

    Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

    Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

    Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

    п.п.

    Наименование

    Сумма,

    млн. руб.

    % к итогу

    Доходы

    1.

    Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

    2.

    Единый социальный налог

    3.

    Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    4.

    Мобилизация просроченной задолженности

    5.

    Прочие поступления

    6.

    Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

    Итого доходов

    100%

    Расходы

    1.

    Выплата пособий

    В том числе пособия по временной нетрудоспособности

    2.

    Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

    3.

    Частичное содержание детскоюношеских спортивных школ

    4.

    Оздоровление детей

    5.

    Ежемесячные страховые выплаты

    6.

    Прочие расходы

    7.

    Административные расходы

    Итого расходов

    100%

    При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

    В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

    Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

    В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):

    • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
    • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
    • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
    • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
      252 дней : 50,1 млн. чел.) 122,8
    • д) среднедневное пособие:
      • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
      • в рублях 100,8
    • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

    В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

    В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

    В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

    Далее рассчитывается среднедневная зарплата. Для этого годовой фонд оплаты труда делится на число рабочих дней в году и на среднесписочную численность (пункт 2).

    В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

    Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

    Расчет пособия по беременности и родам

    • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
      Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
    • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
    • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
    • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
    • среднедневное пособие:
      в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
      в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
    • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2

    Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

    100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Расчет пособия при рождении ребенка

    (100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

    Расчет социального пособия на погребение

    (100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

    • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
    • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
    • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
    • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3

    Единовременные страховые выплаты

    • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
      где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
      где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
    • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

    где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

    Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.

    • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
    • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
      где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
    • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

    Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

    Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.



    Фонд социального страхования – это некоммерческая финансовая структура, действующая в рамках правового поля. Деятельность ФСС регламентируется нормативами Бюджетного кодекса, а также федеральными законодательными актами.

    Задачи и цели фонда социального страхования

    Главной задачей и функцией фондов соцстрахования считается обеспечение финансовой поддержки тем категориям застрахованных лиц, которые по различным обстоятельствам временно или навсегда лишились трудоспособности.

    В целях финансового обеспечения таких категорий граждан в функциональные задачи фонда входит:

    • Обеспечение временных пособий;
    • Выплата пособий по временной нетрудоспособности вследствие болезни;
    • Обеспечение выплат по родовым сертификатам;
    • Выплата пособий матерям, ухаживающим за маленькими детьми;
    • Обеспечение финансовой поддержки при санитарно-курортном лечении льготных категорий;
    • Содействие в финансировании приобретения инвалидных средств, протезных конструкций и средств реабилитации;
    • Выплата пособий при рождении детей.

    Задачами фонда могут считаться и другие виды финансовой поддержки, включающие выплаты денежных средств детям застрахованных лиц для курортного оздоровления, доплаты при оказании первичной медицинской помощи, доплаты при диспансеризации трудоспособных застрахованных лиц.

    Организационными задачами таких организаций есть содействие в реализации федеральных социальных программ, направленных на оздоровление населения, сохранность здоровья, реабилитацию после медицинского лечения.

    Структура фонда

    обязательного социального страхования задачи

    На деятельность фонда, помимо конституционных норм, влияют действия структурных звеньев. Основная ответственность и право управления принадлежат председателю фонда соцстрахования.

    Управление организацией также осуществляется на уровне:

    • Муниципальных отделений;
    • Центральных отраслевых управлений;
    • Региональных филиалов, отвечающих за территориальное распределение средств.

    Контрольная функция принадлежит бухгалтерскому отделу, а также профсоюзным объединениям и специальным комиссиям.

    Кто имеет право на получение выплаты в фонде социального страхования?

    Большинство претендентов на выплаты фонда – люди, утратившие трудоспособность, а также получившие медицинские ограничения и группу инвалидности. Также к этой категории относятся сотрудники, получившие в процессе своей трудовой деятельности профессиональное заболевание.

    Рассчитывать на компенсации могут все категории вкладчиков и страхователей, являющиеся участниками ФСС. Законодательством предусмотрены несколько категорий лиц, страхование которых в рамках деятельности организации является обязательным. Этот список включает:

    • Религиозных служителей;
    • Деятели юридической и нотариальной сферы;
    • Индивидуальных предпринимателей;
    • Лиц, занимающих должности государственного или муниципального значения;
    • Женщин, способных утратить возможность трудоустройства вследствие беременности и по уходу за детьми.

    Вместе с ними участниками программ ФСС могут являться лица, уплачивающие регулярные взносы в индивидуальном порядке. Сюда же относятся и работники организаций, коммерческих и производственных объединений, выплачивающих процент из собственных фондов заработных плат.

    Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определены в статье №1 Федерального закона № 125 от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

    обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

    возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

    обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

    создание механизма экономический заинтересованности работодателей в снижении профессионального риска, уровня производственного травматизма, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий и охраны труда;

    обеспечение социальных гарантий для пострадавших на производстве.

    23.2Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.

    Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

    Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

    Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 436;

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *