Обязательное социальное страхование как форма социального обеспечения

Содержание

Главная > Реферат >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План работы:

  1. Введение

  2. Глава 1. « Понятие Обязательного социального страхования »

  3. 1.1 Понятие и принципы Обязательного социального страхования

  4. 1.2 Система Обязательного социального страхования

  5. Глава 2. « Государственная система Обязательного социального страхования »

  6. 2.1 Обязательное пенсионное страхование

  7. 2.2 Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  8. 2.3 Обязательное медицинское страхование

  9. 2.4 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  10. Заключение

  11. Список используемой литературы

Введение.

Современный период в жизни российского общества и государства можно охарактеризовать как переход от административно- командной системы к системе ценностей демократического общества, в которой центральное место занимает человек, его права и свободы.

Конституция РФ 1993г. гарантирует каждому социальное страхование и обеспечение. Провозглашение России правовым социальным государством обозначило новые перспективы регулирования общественных отношений, в том числе в социальной сфере.

Проводимые реформы финансовой системы и экономики в целом, попытки государства повысить заработную плату привели к некоторому улучшению благосостояния отельных категорий населения, но в обществе, по прежнему, наблюдается слабая защищенность граждан в случае утраты трудоспособности, выхода на пенсию, потери кормильца в семье, а также безработицы, материнства, отцовства и детства, трудовых заболеваний и травм и временной нетрудоспособности. В этих условиях особенно возрастает актуальность изучения теоретических основ имеющейся системы социального страхования как общественного образования.

Актуальность данной работы выражается в изучении вопросов правового регулирования по обязательному социальному страхованию, которые в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.

Процесс обновления законодательства о государственном социальном страховании напрямую отражает происходящее в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование государственной системы обязательного социального страхования; развитие местного самоуправления и так далее.

Итак, целью данной работы является анализ и изучение системы обязательного социального страхования и нормативно- правовой базы касающейся государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Объектом курсовой работы является анализ и изучение существующей системы обязательного социального страхования, нормативно- правовой базы в РФ, а именно:

Конституции Российской Федерации

ФЗ «ОБ основах Обязательного Социального Страхования»;

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании»;

ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования»;

ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В курсовой работе использованы научные труды Е.Г. Азаровой, К.С. Батыгина К.С., Галаганова В.П. и Смирновой О.В. и других авторов.

Предметом работы является анализ и изучение государственной системы обязательного социального страхования как правовой категории.

Задачами данной курсовой работы являются:

  1. раскрыть понятие государственной системы обязательного социального страхования как организационно — правовой формы, ее целей, принципов и задачей;

  2. дать определение системы обязательного социального страхования;

  3. рассмотреть систему обязательного пенсионного страхования, медицинского страхования, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подпунктов и заключения.

тране коренные преобразования сударственном социальном страховании напрямую отражает происходящее в стране коренные преобразов

Глава 1. « Понятие Обязательного Социального Страхования»

1.1 Понятие и принципы Обязательного Социального Страхования.

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества.

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами.

Государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Государство помимо законодательного регулирования отношений по социальному страхованию непосредственно финансирует обеспечение граждан.

Но что, же такое обязательное социальное страхование?

Изучив и проанализировав ФЗ «Обязательное социальное страхование» можно сделать вывод, что Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом 1 страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Исходя из нормативно — правовой базы логично сделать вывод, что Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  1. Всеобщность и обязательность обязательного социального страхования — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, смерти кормильца, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты (Обязательному социальному страхованию подлежат все застрахованные лица);

  2. Социальная страховая солидарность является одним из главных в обязательном социальном страховании. Его суть заключается во взаимной помощи и взаимной поддержки всех граждан, участвующих в обязательном социальном страховании. Это принцип предполагает солидарное распределении денежных средств между всеми гражданами – участниками обязательного социального страхования вне зависимости от социально – демографических, региональных, хозяйственно-экономических и иных факторов;

  3. принцип личной социальной ответственности застрахованных лиц определяется необходимостью их непосредственного участия в формировании финансовой базы страховой фондов. В России в системе обязательного социального страхования этот принцип не работает, так как работники не вносят взносов их личных заработков в ФСС;

  4. принцип 3-хстороннясти социального страхования предполагает участие в обязательном социальном страховании трех его субъектов: работника, работодателя и страховщика. Наличие этого принципа и его соблюдение на практике очень важно с позиции распределения ответственности между ними за финансовое состояние всей системы обязательного социального страхования. Для этого на практике, необходимо определить меру ответственности каждой из сторон при наступлении страхового случая;

  5. принцип социально- страховой гарантированности- при наступлении соответствующего страхового случая страховое обеспечение застрахованных лиц гарантируется на уровне, отвечающий стандартам материальной обеспеченности. Иными словами, размер страховых выплат должен позволить застрахованным гражданам удовлетворять личные потребности на уровне не существующего в настоящее время минимума физиологического выживания, а действительного прожиточного минимума;

  6. принцип страхового самоуправления означает равное несение ответственности всеми участниками обязательного социального страхования за управление соответствующим страховым фондом.

Юридической базой самоуправления в социальном страховании является собственность страхового сообщества.

Целью обязательного социального страхования является защита личных имущественных интересов при наступлении страховых случаев.

1.2 Система Обязательного социального страхования.

Исследовав нормативно- правовую базу целесообразно сказать, что Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем, в зависимости обязательного от видов обязательного социального страхования. Структурно это можно представить в следующем виде:

  1. Обязательное пенсионное страхование;

  2. Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство);

  3. Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;

  4. Обязательное медицинское страхование.

Анализируя государственную систему обязательного социального страхования можно сказать, что Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из следующих элементов:

  1. Субъекты обязательного социального страхования (застрахованные лица, страховщики, страхователь);

  2. Объекты обязательного социального страхования (вероятные события, изменяющие материальное и/или социальное положение застрахованного лица);

  3. Страховые риски (предполагаемые событие влекущие изменение материального и/или социальное положение застрахованного лица).

Похожие страницы:

  1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев

    Реферат >> Финансовые науки … граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного настоящим Федеральным законом, … трудоспособности; страховой взнос — обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на …

  2. Совершенствование системы обязательного социального страхования в РФ

    Реферат >> Банковское дело … новым поколениям. В обязательном социальном страховании, осуществляемом Фондом социального страхования РФ, это … обязательного социального страхования, обеспечения публично-правового характера функционирования систем обязательного социального страхования, …

  3. Социальные риски в социальном страховании

    Доклад >> Банковское дело … и далее совершенствуется система государственного обязательного социального страхования. Целью социального страхования является сохранение, восстановление или улучшение …

  4. Социальное страхование (9)

    Закон >> Банковское делообязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию … и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, верность которых засвидетельствована в …

  5. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и

    Реферат >> Финансыобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об обязательном социальном страховании … на обязательное пенсионное страхование 25,2 страховые взносы на обязательное социальное страхование от …

Хочу больше похожих работ…

Обязательное социальное страхование и социальные внебюджетные фонды

обязательное социальное страхование как форма социального обеспечения

Финансовая система обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование, т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие «социальное обеспечение» содержится в действующей Конституции РФ, в документах Международной организации труда, в Налоговом кодексе РФ (часть II, глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из федерального бюджета. В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней.

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета.

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан.

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.



Содержание

Введение

1. Сущность и роль социального страхования

1.1 Понятие социального страхования и его особенности

1.2 Управление системой социального страхования

1.3 Роль социального страхования в современных условиях

2. Фонд социального страхования

2.1 Понятие, задачи Фонда социального страхования

2.2 Средства Фонда социального страхования

2.3 Управление Фондом социального страхования

3. Формы социального страхования

3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования

3.2 Обязательное социальное страхования

3.3 Добровольное социальное страхование

3.4 Личное страхование

Заключение

Введение

Современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в тяжёлый для населения период кризиса.

Ведь деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения, которые особо остро ощущают на себе неблагоприятную экономическую обстановку.

Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие «человеческого капитала» и в итоге способствуют стабилизации общества. Из этого следует, что данная тема весьма актуальна, особенно во время отсутствия стабильности в государстве. Однако, несмотря на кризис, Фонд социального страхования продолжает выполнять свои обязательства в полном объеме. Это подтвердило руководство фонда на заседании правления. По самым пессимистичным прогнозам, в этом году бюджет фонда не досчитается почти 40 миллиардов рублей. Основной источник его пополнения — отчисления предприятий, а также инвестиционная деятельность, которую в условиях кризиса пришлось сократить почти на 20 %. Из средств фонда выплачиваются пособия при рождении ребенка и при потере трудоспособности, оплачиваются детский отдых и родовые сертификаты. При этом руководство фонда отмечает, что, несмотря на сокращение бюджета, финансирование всех социально значимых программ будет идти по плану .

Целью данной работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи. Задачи этой работы:

— рассмотрение сущности понятия социального страхования, его

функции в обществе;

— изучение воплощения теоретических знаний на практике – ФСС, его особенности и роль;

— выявление отличия и сходства между различными формами социального страхования.

Предмет изучения курсовой – социальное страхование в целом, во всём многообразии форм его проявления.

Объектом изучения является социальное страхование как объективная необходимость современного общества, его сущность и роль.

Данная исследовательская работа строится на определенной методологической базе. Были использованы Федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования», «О бюджете Фонды социального страхования Российской Федерации на 2009 год, плановый 2010 и 2011 годов», Положение о Фонде социального страхования, Бюджетный кодекс РФ. Кроме того, была использована и периодическая литература: Российская газета, журнал «Безопасность и охрана труда». А также важными источниками информации являются следующие учебные пособия: Лушина С.И. «Государственные и муниципальные финансы», Брублёвская О.В. «Финансы», Ковалёв А.М. «Финансы и кредит», Павлюченко В.Г «Социальное страхование», Роик В.Д. «Основы социального страхования», Тогунов И.А. «Проблемы реформирования системы социального страхования» Абрамов В.Ю. «Страхование»,Адаманчук В.В. «Экономика и социология труда «, Ахвледиани Ю.Т. «Страхование», Балабанов И.Т. «Страхование», Гвозденко А. А. «Основы страхования», Гомелля В.Б. «Основы страхового», Грищенко Н.Б. «Основы страховой деятельности», Ермасов С.В. «Страхование», Никулина Н.Н. «Страхование» и др. Были использованы и электронные ресурсы: официальный сайт Фонда социального страхования www.fss и справочная правовая система «Консультант плюс».

Во введении показывается актуальность выбранной темы, цель и задачи, способствующие её достижению, уточняются предмет и объект проводимого исследования. Кроме того, во введении перечисляются источники полученной информации, и даётся краткое содержание всех составных частей работы.

В первой главе «Сущность и роль социального страхования» раскрывается понятие социального страхования, его особенности, классификация. Кроме того, в ней описываются факторы, придающие данному институту большую значимость в современном обществе.

Во второй главе «Фонд социального страхования» раскрывается сущность Фонда социального страхования. Здесь показывается, как реализуются теоретические знания о социальном страховании на практике. Эта глава включает в себя информацию о средствах Фонда социального страхования, его управлении, источниках поступления средств.

В третьей главе показываются различные формы существования социального страхования, а также различия и сходства между ним, преимущества и недостатки каждой из форм.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по изучаемому явлению, определяются возможные причины проблем в изучаемом явлении и пути их решения.

1. Сущность и роль социального страхования

1.1 Понятие социального страхования. Его особенности

Социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Финансовый механизм социального страхования, на наш взгляд, – это совокупность финансовых регуляторов и инструментов перераспределения целевых финансовых ресурсов для материального обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев. Экономическое содержание функционирования финансового механизма социального страхования состоит во взвешенном регулировании движением указанных финансовых ресурсов. Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение .

Принятие решения по совершенствованию обязательного социального страхования, усилению страховых принципов, переход на уплату страховых взносов разделению источников финансирования страховых и не страховых расходов сможет положительно решить ряд вопросов, характерных для системы обязательного социального страхования. Прежде всего, как отметил Сергей Калашников, переход на уплату страховых взносов позволит определить предельную величину базы для начисления страховых взносов за каждое застрахованное лицо. Это обеспечит переход на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере, зависящем от застрахованного заработка, т.е. это будет реальное страхование заработка работника. В этом случае не будет необходимости в установлении максимального размера пособия. Размер данного страхового взноса на 2010 год составляет 2,9%.

Предполагается, что за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование застрахованным работникам будут производиться выплаты только страхового характера, такие как пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Также предусматривается введение единого порядка расчета пособий для всех застрахованных. Вместе с тем, с переходом на уплату страховых взносов финансирование расходов по оздоровлению детей, долечиванию застрахованных граждан непосредственно после проведенного лечения или операций, а также расходы на выплату пособий студентам будут осуществляться за счет средств федерального бюджета. Эти изменения обеспечат сбалансированность системы обязательного социального страхования, придадут ей подлинно страховой характер. Подводя итоги заседания правления ФСС России Сергей Калашников еще раз подчеркнул, что Фонд «приложит все усилия к тому, чтобы в полном объеме, своевременно и качественно выполнять возложенные на него социальные обязательства».

Особенности социального страхования.

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан. А в случаях, предусмотренных законодательством, других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

необходимость получения медицинской помощи;

временная нетрудоспособность;

трудовое увечье и профессиональное заболевание:

материнство;

инвалидность;

наступление старости;

потеряю кормильца;

признание безработным;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по социальному страхованию возникают:

у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

у страховщика — с момента регистрации страхователя;

у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Виды социального страхования.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.

Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. При заболевании работника выплата пособия осуществляется с третьего дня, в остальных случаях – с первого дня в соответствии с трудовым стажем, но не более 18 720 рублей в месяц.

Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. За весь период временной нетрудоспособности пособия составляют 100 % среднего заработка, без ограничения максимальным размером. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2009 году 58 500 рублей.

Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же, как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну между работником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого он уже не подлежит «обложению».

О страховании от несчастных случаев население в целом мало информировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительно работодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социального страхования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве, восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь в приобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба.

Таким образом, социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы данного институт необходима отлаженная система управления.

1.2 Управление системой социального страхования

Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным.

Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

страховые взносы:

дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пени;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Система социального страхования – довольно сложное образование и при ее создании важно учитывать позитивный отечественный и зарубежный опыт особенности переходного периода и обеспечения действенной защиты в перспективе. Предлагаемая схема ее организации представляет собой попытку увязать эти объективные трудности, а также требования всех заинтересованных субъектов. Данная система должна строиться на демократических принципах, которыми предлагается считать: ее независимость от государства; многосубъектность и солидарность; справедливость социальной защиты; автономность управления; наличие системы добровольного страхования в дополнение к обязательной форме но при условии что обязательное страхование не будет недостаточным для обеспечения необходимой социальной защиты. В системе также предложено использовать принцип трехсубъектного взаимодействия, – при котором отношения между двумя любыми субъектами осуществляются посредством любого третьего субъекта при условии их взаимной независимости друг от друга и обладании своей областью действий. В качестве субъектов взаимодействия будут выступать:

законодательный орган;

Правительство РФ;

Федеральный фонд (отраслевые территориальные фонды и их филиалы) страховая организация;

страховая касса (на предприятии территориальная или отраслевая);

работник застрахованный;

работодатель страхователь (предприятие организация).

1.3 Роль социального страхования

К важнейшим функциям социального страхования, как составляющей социальной политики относятся:

— защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

— компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;

— воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

— перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

— стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов — уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием .

Социальное страхование играет значительную роль в жизни общества. Ведь именно поддержка населения является залогом стабильности и процветания государства.

Практическим воплощением теоретических знаний о социальном страховании является Фонд социального страхования.

2. Фонд социального страхования

2.1 Понятия, задачи Фонда социального страхования

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Он осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Местонахождение ФСС — г. Москва.

Задачи Фонда

Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

2.2 Средства Фонда социального страхования

Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

оплату проезда к месту лечения и обратно;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятии. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию. Основные характеристики бюджета Фонда социального страхование РФ на 2009 год:

прогнозируемый общий объём доходов бюджета Фонда – 415 008 261,0 тыс. рублей;

общий объём расходов – 414 063 876,3 тыс. рублей;

предельный объём профицита – 944 384,7 тыс. рублей.

Также утверждены прогнозируемые общие объёмы доходов бюджета Фонда на 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 287 416 173,1 тыс. рублей (в том числе на покрытие дефицита бюджета Фонда – 40 520 169,1 тыс. рублей), общий объём бюджетных ассигнований – 331 218 172,1 тыс. рублей .

Динамика доходов, расходов, а также дефицит и профицит Фонда социального страхования представлены в таблице №1 и на диаграммах №1 и №2.(Приложение А).

Структура расходов ФСС представлена в таблице№2 и на диаграмме №3.(Приложение В).

2.3 Управление Фондом социального страхования

Председатель Фонда:

руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;

утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;

разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;

совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;

с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;

открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;

руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;

определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;

рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;

издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда.

Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда. Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда). В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации. Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда. Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда — в отдельных отраслях в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения. Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов .

ФСС – это фонд обязательного социального страхования. Однако существуют и другие формы существования этого института.

3. Формы социального страхования

3.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования

Социальное страхование занимает ведущее место в системе социальной защиты. Зарубежный и российский опыт применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:

установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;

степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;

уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.

С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование включает:

централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования; к ней относятся обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование на случай утраты трудоспособности по беременности и родам.

децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами. Она включает обязательное страхование жизни и здоровья государственных служащих, страхование жизни и здоровья работников опасных профессий, обязательное личное страхование жизни пассажиров.

Добровольное социальное страхование состоит из:

корпоративно-коллективной формы личного социального страхования; она включает добровольное страхование работодателями своих работников по договорам: мед. страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, страхование негосударственных пенсий, страхование жизни с выплатой аннуитетов и т. д.

индивидуальной формы личного социального страхования. В нее входят добровольное страхование гражданами своих имущественных интересов: страхование жизни, медицинское страхование и т.д.

Эти организационно-правовые формы социального страхования имеют немало общего:

цель социального страхования;

принципы: наличие социально-страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;

страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;

объекты социального страхования.

Таким образом, в добровольном личном страховании можно увидеть отдельную организационно-правовую форму социального страхования. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности. Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.

Во-первых, централизованной обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом. Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики, которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности. Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами. Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора. Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.

В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах

ЛЕКЦИЯ № 10Обязательное социальное страхование

В нашей стране осуществляется обязательное, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Государственное страхование

Государственное – комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств.

Финансовая система обязательного социального является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов.

Развитие финансовой системы страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

Обязательное социальное страхование — обязанность или необходимость

Обязательное социальное в Российской Федерации подразумевает под собой определенную систему социальных гарантий, в виде неких финансовых компенсаций, которые предоставляет государство для работающего населения, в случае возникновения непредвиденных факторов социального или материального характера.

На основании нормативных актов Российской Федерации, все работающее население в обязательном порядке государственному страхованию.

Виды обязательного государственного страхования

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты.

Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного, каждый из которых помогает организовать определенную сферу жизни граждан РФ.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ работающих граждан от возможного изменения материального и (или) положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения

Обязательное социальное — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России.

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование .

которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *