Куда расходуются средства фонда социального страхования

10.02.2015

     Страховые взносы – это не дань государству,  это   возмездный платёж работодателям, который гарантирует финансовую помощь его сотрудникам при наступлении страхового случая.

     Так куда же идут страховые взносы, уплачиваемые работодателями?

Система страховых взносов должна защищать работодателей и сотрудников в случае временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве.

Начнем с того, что работодатель каждый месяц отчисляет за работников в Фонд взносы по двум видам страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд, в свою очередь, страхует работников, гарантируя им выплату части заработной платы, которой работник лишается на время болезни или в связи с утратой трудоспособности. То есть выступает как резервный фонд, откуда при необходимости работнику перечисляются накопленные средства.

За счет страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работники могут получить пособия:

— по временной нетрудоспособности (больничный лист),

— по беременности и родам,

— единовременное — работающим женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,

— единовременное  — при рождении ребенка,

— ежемесячное — по уходу за ребенком (до 1,5 лет),

— на погребение.

Каждый работник знает: заболел — нужно взять в поликлинике больничный. Но о том, что не всем больничный может быть оплачен, многие не задумываются, пока здоровы.

А между тем больничные листы оплачиваются только тем работникам, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем и за которых работодатель отчисляет страховые взносы в ФСС. Размер же больничного, как и всех остальных выплат, напрямую зависит от заработной платы. При этом учитывается только официальная зарплата, часть зарплаты, полученная в конверте, в расчет не берется. Работая за «серую» зарплату, будущие мамы, например, лишают себя части «декретных».

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний идут на выплату пособий пострадавшим, предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, лечение и реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве.

Для работников это значит, что Фонд страхует их на случай получения профессионального заболевания или травмы на производстве, компенсируя работнику часть заработка. Кроме того, часть средств идет на организацию реабилитации пострадавших.

Работодатель же, в свою очередь, за счет отчисляемых средств может постараться сократить количество заболевших и число несчастных случаев на производстве, покупая на производство, например, специальные защитные средства.

Таким образом, система страховых взносов призвана защитить работодателей и работников от ситуаций, когда работнику, например, пришлось бы находиться несколько месяцев на больничном без заработной платы. Ведь в этом случае предприятию самостоятельно пришлось бы искать средства для выплаты пособия или же искать других работников.

Не перечисляя страховые взносы, работодатель лишает себя и своих работников гарантированных государством выплат и нарушает закон.

     Региональное отделение Фонда напоминает, что согласно действующему законодательству, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатели должны перечислить не позднее 15 числа календарного месяца следующего за месяцем, за который начисляется платёж, а страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве — ежемесячно, не позднее даты получения средств в банках на выплату заработной платы.

К списку »

Фонды социального страхования

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Обязательные страховые взносы:

  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

    Финансовые ресурсы фонда социального страхования

    Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

    Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

    Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

    Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

    Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

    Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

    Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

    Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

    Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

    Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от
    24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

    Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

    Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

    Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

    Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

    п.п.

    Наименование

    Сумма,

    млн. руб.

    % к итогу

    Доходы

    1.

    Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

    2.

    Единый социальный налог

    3.

    Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    4.

    Мобилизация просроченной задолженности

    5.

    Прочие поступления

    6.

    Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

    Итого доходов

    100%

    Расходы

    1.

    Выплата пособий

    В том числе пособия по временной нетрудоспособности

    2.

    Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

    3.

    Частичное содержание детскоюношеских спортивных школ

    4.

    Оздоровление детей

    5.

    Ежемесячные страховые выплаты

    6.

    Прочие расходы

    7.

    Административные расходы

    Итого расходов

    100%

    При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

    В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

    Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

    В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):

    • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
    • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
    • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
    • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
      252 дней : 50,1 млн. чел.) 122,8
    • д) среднедневное пособие:
      • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
      • в рублях 100,8
    • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

    В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

    В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

    В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

    Далее рассчитывается среднедневная зарплата. Для этого годовой фонд оплаты труда делится на число рабочих дней в году и на среднесписочную численность (пункт 2).

    В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

    Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

    Расчет пособия по беременности и родам

    • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
      Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
    • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
    • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
    • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
    • среднедневное пособие:
      в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
      в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
    • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2

    Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

    100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Расчет пособия при рождении ребенка

    (100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

    Расчет социального пособия на погребение

    (100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

    Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием

    • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
    • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
    • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
    • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3

    Единовременные страховые выплаты

    • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
      где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
    • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
      где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
    • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

    где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

    Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.

    • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
    • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
      где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
    • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

    Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

    Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.



    Фонд социального страхования — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, предназначенный для выплаты пособий, финансирования санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов трудящихся и распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезе.

    В соответствии с Положением о Фонде социального страхования основными его задачами являются:

    — обеспечение гарантированных государством пособий;

    — участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

    -осуществление мер для обеспечения финансовой устойчи­вости Фонда, в том числе создание резерва;

    -разработка совместно с Министерством труда и социально­го развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

    Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в две группы:

    -I группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период – на цели санитарно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей, а также санитарно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей;

    -II группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.

    Основными источниками средств фонда являются:

    • единый социальный налог;

    • страховые взносы на обязательное страхование от несчаст­ных случаев на производстве и от профессиональных заболева­ний;

    • средства федерального бюджета;

    • остаток средств на начало конкретного финансового года;

    • прочие поступления.

    Средства фонда расходуются на следующие цели:

    • выплата пособий по временной нетрудоспособности;

    • санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;

    •финансирование научно-исследовательских работ по охра­не труда;

    •страхование от несчастных случаев на производстве и от профес-сиональных заболеваний;

    •дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профес-сиональную реабилитацию;

    •организация и ведение единой информационной системы социаль-ного страхования;

    •возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, про­фессиональным заболеванием либо иным повреждением здоро­вья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

    • оздоровление граждан;

    • выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и со­циального пособия на погребение;

    • оздоровление детей;

    • расходы на содержание самих учреждений фонда;

    • остаток средств на конец конкретного финансового года;

    • капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учрежде-ний фонда;

    Схематично процесс формирования и использовании средств Фонда можно представить следующим образом (Рис. 7.1.)

    Рис. 7.1. Финансовые потоки Фонда социального страхования

    Размер страховых взносов предприятий и организаций в Фонд социального страхования исчисля­ется как произведение установленного процента (тарифа) на фонд заработной платы рабочих и служащих.

    Тарифы страховых взно­сов устанавливаются правительством на определенный срок по каждому профессиональному союзу, при этом учитываются усло­вия труда и состав работников.

    Специальные тарифы устанавли­ваются для страхователей, использующих труд привлеченных лиц, а также для религиозных организаций, если трудовой договор с работниками заключен при участии профсоюзов.

    Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета.

    Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 718;

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *