Классификация форм социального страхования

Применение социального страхования в различных формах обусловлено многогранностью его субъективной составляющей. Есть виды страхования, обязательные для каждого гражданина, а есть те, которые осуществляются по его волеизъявлению. 

Что это такое

Понятие формы социального страхования в России может трактоваться по-разному.

Изначально – это способ осуществления страховой деятельности, а кроме этого:

  • элемент государственной системы помощи неработоспособным гражданам, а также тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить в силу других причин;
  • способ перераспределения доходов между различными социальными слоями;
  • разновидность защиты работоспособных граждан от всевозможных рисков;
  • способ реализации социальной политики страны.

Форма соц. страхования является основой государственных отношений в сфере управления рисками. Это то, в чем выражается само социальное страхование.

Формы – это фактические выплаты, которые получает нетрудоспособный работник, беременная или родившая женщина. Они выступают также и способом реализации нормативных актов в сфере страхования.

Для отдельной группы субъектов – это гарантия сохранения привычного образа жизни и материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Форма социального страхования – это стоимость риска на рынке страхования, ведь она всегда воплощается в определенную сумму. Иными словами, база для установления социальной справедливости в обществе.

классификация форм социального страхования

Основные формы социальной защиты

Какие существуют формы, их описание

По форме закрепления страхование бывает двух видов:

  • добровольное;
  • обязательное.

По субъективному составу:

  • обязательное;
  • частичное (обязательное страхование определенных лиц);
  • добровольное.

Обязательное страхование является системой государственных гарантий в случае неработоспособности, беременности, смерти человека, воспитании ребенка и при других случаях отсутствия материальных средств существования. Оно является условием реализации основных конституционных прав.

Все виды социального страхования являются государственными с точки зрения законодательства. Но если учитывать социально-политический аспект, которым обладают все формы такого предотвращения рисков, только обязательное в полной мере может считаться государственным страхованием. Ведь только оно гарантируется государством для всех.

Частичное страхование относится к обязательному, ведь аналогично выступает государственной гарантией перераспределения доходов.

Единственное отличие – оно применяется к определенной группе субъектов. Обязательное страхование осуществляется за счет специальных фондов. Их средства являются автономными и от бюджетных формируются независимо. Наполняют фонды налогоплательщики и работодатели.

При дефиците личных средств бюджет пополняется из гос. казны. Денежные средства на профессиональное страхование предоставляются также внебюджетными организациями, но формируются они только за счет выплат и налогов, которые стягиваются из работодателей и работников.

Именно поэтому люди, которые работают на вредных предприятиях, являются военнослужащими или работниками государственной системы получают заработную плату на порядок выше остальных трудящихся.

Добровольное страхование обеспечивается только персональными материальными ресурсами при наступлении предусмотренного законодательством или договором случая.

Государственное

Обязательное страхование всех работоспособных граждан является основной правовой и социально-политической гарантией для страны и общества в целом.

Без него понятия «слои населения», «справедливость» и «распределение средств» просто не существовали бы. Принято считать государственным личное страхование.

Но с юридической точки зрения только обязательное социальное страхование может быть рычагом перераспределения материальных активов среди обеспеченных и нуждающихся людей во всей стране. Личное касается только определенной группы работников, хотя и гарантируется государством.

Существуют следующие виды обязательного социального страхования:

  • пенсионное;
  • медицинское;
  • профессиональное (при несчастных случаях);
  • при утрате работоспособности, беременности и родах.

Именно эти виды страхования применяются к каждому работнику и гражданину, независимо от наличия у него собственных активов.

Добровольное

Согласно действующему законодательству добровольное страхование основывается на принципах свободы волеизъявления и солидарности. Денежные активы для него формируются независимо от государства или работодателей.

Добровольное страхование является договорным. Субъектов этой формы страхования только двое: страховщик и страхуемый.

Добровольное страхование больше остальных форм подобного обеспечения отвечает смыслу понятия «страхование». Оно не выступает частью социальной политики как обязательное. Оно существует для минимизации возникающих в процессе жизнедеятельности любого человека рисков.

Но если ранее добровольное страхование воспринималось как способ удовлетворения капризов богатых людей, то сейчас оно почти что превратилось в дополнение к обязательному страхованию. Гарантии обязательного страхования оказываются часто недостаточными и спрос на добровольное продолжает расти.

Личное

Личное страхование существует в контексте обязательного государственного. Оно применяется относительно отдельных категорий служащих. Этот вид не выступает гарантией социальных прав для всех граждан. Денежные средства для него формируются только за счет выплат работодателей.

Существуют следующие виды личного страхования:

  • пассажирское;
  • страхование жизни и здоровья госслужащих;
  • жизни и здоровья работников опасных профессий.

Личное страхование создает прямую зависимость между ценой страхования и заработной платой. Учитывая этот факт личное страхование можно расценивать как осуществляемое на добровольных началах.

Сравнительная характеристика форм

Все формы социального страхования направлены на перераспределение денежных средств между разными слоями населения. Все формы в той или иной степени гарантируют реализацию основных конституционных прав человека. Но существуют и отличия.

Обязательное страхование гарантировано государственными санкциями за невыполнение его условий.
Оно применяется в обязательном порядке относительно каждого работающего и получающего прибыль человека или отдельной группы людей.

Добровольное осуществляется по персональному желанию. Оно применимо только к одному человеку, который в договорном порядке сам себе создает социальные гарантии.

Обязательное страхование – это минимальная гарантия денежной помощи в случае потери работоспособности. Добровольное выступает как форма 4 фсс и дополнение к обязательному страхованию в современных условиях политической и экономической нестабильности.

Формы использования средств социального страхования

Формы использования средств социального страхования – это не что иное как виды установленных выплат и компенсаций.

Для обязательного страхования они следующие:

  • различные виды пенсий, а также дотаций и надбавок к ним;
  • путевки, страховые выплаты на лечение;
  • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ним;
  • единовременное пособие при постановлении беременной на учет;
  • компенсации в случае приобретения профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;
  • пособие на погребение (ст.1.4 ФЗ «Об ОСС»).

Формой использования средств добровольного страхования являются выплаты в случае наступления предусмотренного договором случая.

Их классификация

Классификация использования средств социального страхования по экономическим признакам:

  • выплаты и пособия за участие в трудовой деятельности;
  • выплаты, дотации и пособия для стимулирования трудовой деятельности работников.

Классификация по социальным признакам:

  • выплаты и льготы малоимущим;
  • расходы, связанные с обучением и переподготовкой кадров;
  • пенсии для специальных категорий граждан.

Классификация по виду реализации формы страхования:

  • денежные выплаты;
  • бесплатные или льготные услуги.

Классификация по целевой направленности:

  • для обеспечения жизнедеятельности и сохранения здоровья человека;
  • на детей;
  • на восстановление трудоспособности.

Относительно существующих субъектов выплаты классифицируются на те, которые предоставляются военным, отдельным госслужащим и частным лицам.

Очевидно, что формы социального страхования – это наиболее важные элементы социально-экономической системы любого государства. Они не гарантии права, но способ их реализации.

Видео: ФСС пример заполнения расчета 4-ФСС и НС без больничных и декретных

Расширена классификация видов социального страхования за счет введения дополнительных классификационных признаков: «по уровню задействованных институтов» и «по сфере распространения».

Основой для классификации форм социального страхования является характер их инициализации. Страхование по каждому из видов социального риска может быть организовано на добровольных началах, либо носить обязательный характер, если государство законодательно обяжет определенные группы населения страховать себя или третьих лиц от конкретного социального риска. Таким образом, отличие обязательной и добровольной форм социального страхования в том, что одна регламентирована законом, а другая имеет договорные отношения.

Добровольное и обязательное социальное страхование, в свою очередь, имеют соответствующую организационную структуру. Добровольное социальное страхование структурировано по производственному или территориально-производственному принципу, когда сбором страховых взносов и осуществлением страховых выплат занимаются частные страховые компании или государственные организации, не входящие в структуру органов власти. Обязательное социальное страхование обычно организовано по территориальному или территориально-отраслевому принципу, когда управление им осуществляется через отделения внебюджетных фондов или государственных учреждений.

Ряд авторов (О. Агдамов, А. Бабич) классифицируют виды социального страхования по способу организации, подразумевая при этом место фондообразующей страховой организации в бюджетном устройстве страны.

В действующем законодательстве приводится классификация видов социального страхования по видам социальных рисков.

На наш взгляд, классификационным признаком видов социального страхования может быть уровень задействованных институтов. Так, определенный вид социального страхования может учреждаться и организовываться соответственно государственными, региональными или местными органами власти.

Выделяемые экономической наукой классификационные признаки социального страхования не учитывают также и сферу его распространения. Так, местное и частное страхование распространяется только на определенную часть страны и группу населения, общегосударственное страхование — на всю территорию страны и значительные массы населения, международное страхование действует на основании территориального соглашения и охватывает население нескольких стран.

Классификация форм и видов социального страхования с учетом предложенных нами классификационных признаков: по уровню страховых учреждений и по сфере распространения представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация форм и видов социального страхования

Классификационный

признак

Форма/вид социального страхования

По характеру инициализации

  • обязательное;

  • добровольное.

По принципу организации

  • территориальное;

  • территориально-отраслевое;

  • производственное;

  • территориально-производственное.

По способу

организации

  • фонды социального страхования, включенные в государственный бюджет;

  • внебюджетные социальные фонды;

  • негосударственные организации (частные, трастовые компании);

  • государственные организации, не входящие в структуру органов власти.

По видам

социального риска

  • по случаю болезни;

  • от несчастного случая на производстве;

  • по случаю инвалидности;

  • по случаю старости;

  • по случаю беременности, материнства;

  • по случаю смерти (страхование сирот, погребение);

  • по безработице.

По уровню задействованных институтов

  • муниципальное (местное);

  • региональное;

  • государственное.

По сфере распространения

  • местное и частное;

  • общегосударственное;

  • международное.

  1. Обобщена мировая практика становления и развития базовых моделей социального страхования и обоснована целесообразность привлечения негосударственных страховых организаций в систему социального страхования России по схеме государственно-частного партнерства на основе заключения концессионных договоров в процесс функционирования Фонда социального страхования РФ.

Изучение и обобщение мирового опыта становления и развития моделей социального страхования в различных странах позволило выявить их следующие общие характеристики:

  1. Основные виды социального страхования носят обязательный характер.

  2. Перераспределение части национального дохода между отдельными группами населения на основании принципа эквивалентности, и разделение материальной ответственности за социальные риски между застрахованными, работодателями и государством.

  3. Социальные выплаты финансируются за счет создания страховых фондов денежных средств, которые в основном формируются за счет взносов работодателей и работников (существует их долевое участие).

  4. Средства от поступлений, превышающие расходы на социальное страхование, инвестируются с целью получения дополнительных доходов.

  5. Защита от конкретных видов социального риска организована в рамках отдельных направлений социального страхования.

  6. Размер страховых взносов зависит от величины заработка или дохода застрахованного, ограниченного определенным потолком.

  7. Регулирование социального страхования осуществляется на основе сочетания публично-правового и государственного управления.

Таким образом, мы пришли к выводу, что основополагающими принципами социального страхования являются солидарность работников и работодателей в уплате страховых взносов и строго целевое перераспределение накопленных средств в пользу застрахованных. Это подтверждает етроспективный и сравнительный анализ базовых моделей социального страхования Бисмарка, Бевериджа и «советской модели» (табл.3).

Таблица 3

Основные характеристики базовых моделей социального страхования

Базовая модель социального страхования

Основные характеристики модели

Сильные/слабые стороны модели

Модель

социального

страхования

Бисмарка

    • Обязательное социальное страхование профессиональных групп работающих за счет паритетного распределения страховой нагрузки на работодателей и работников.

    • Размер страховых взносов и выплат с учетом природы трудовых отношений ориентирован на замещение заработной платы при наступлении страховых случаев, на предоставление качественной медицинской помощи.

    • Договорное профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы.

    • Личная ответственность работников и работодателей за счет распределения между ними страховой нагрузки на паритетной основе.

    • Самоуправление социальным страхованием через товарищества взаимного страхования с ключевой ролью работодателей и работников.

    Отличается надежностью и качеством социальных услуг, высоким уровнем страховых выплат, демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Применение страховой техники и актуарных расчетов позволяет точно определять, какие единовременные пособия или периодические выплаты могут быть произведены в конкретный момент времени.

    Модель

    социального

    страхования Бевериджа

      • Трехуровневое распределение ответственности основных субъектов социального страхования: государство — базовые гарантии социальной защиты всего населения на уровне прожиточного уровня; работодатель — дополнительное (профессиональное) страхование наемных работников (в котором частичное участие принимает работник) с целью замещения заработка; работник – дополнительное добровольное личное страхование на реализацию имеющихся личных возможностей и инициатив по социальной защите.

      • Двойной метод финансирования социальной защиты: семейные пособия и национальная служба здравоохранения — за счет государства, прочие социальные пособия – за счет отчислений самих работников и их работодателей, а также субсидий государства.

      Высокий уровень государственных гарантий в обеспечении базовых условий жизнедеятельности населения: государственное бесплатное здравоохранение для всех слоев населения, предотвращение массовой безработицы, предоставление детских пособий нуждающимся семьям. Договорное регулирование заработной платы.

      Советская модель государственного социального обеспечения3

        • Отмена взносов со стороны работающих, переложение страхового бремени на работодателей в виде государственной повинности (обязательного налога).

        • Классовая социальная солидарность и охват всех лиц наемного труда, формирование финансовых средств социального страхования по принципу «единого котла» без учета социальных рисков, страхование «в пользу третьих лиц».

        • Упрощенная процедура расчета тарифов и повышенная дотационность бюджета социального страхования.

        • Государственные административные формы регулирования заработной платы в отраслевом и межотраслевом разрезе, а также на уровне предприятий в форме страхования временной утраты трудоспособности, выплаты пенсий работающим пенсионерам, проведения совместных программ предприятий и профсоюзов по оздоровлению трудящихся и членов их семей.

        Практически 100% обеспечение занятости трудоспособного населения, государственное здравоохранение, всеобщее государственное социальное обеспечение. Усиление роли государства при снижении финансовой самостоятельности системы социального страхования, ослабление связи между страховыми взносами и социальными выплатами привело к утрате системой страхового характера и стиранию ответственности субъектов за социальные риски.

        Основные принципы современной модели социального страхования России были сформированы в советский период, характеризовавшийся тотальной ролью государства в деле обеспечения компенсации социальных рисков. Заложенные подходы к формам и механизмам обеспечения социальной защиты застрахованных, при которых вместо социального, профессионального и личного страхования введено строго регламентированное государственное обеспечение, в ряде случаев сохраняются и сегодня. Современная система социального страхования России по-прежнему отдалена от страховых принципов. С одной стороны, внебюджетные социальные фонды наделили экономической самостоятельностью, при которой они обязаны обеспечивать эффективность своего функционирования, используя рыночные (страховые) инструменты, а с другой стороны, они являются государственными и служат одним из основных инструментов обеспечения минимальных социальных стандартов. Таким образом, социальное страхование в России организовано по принципу функционирования вертикали органов исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству РФ, которое несет исключительную ответственность за компенсацию социальных рисков. В то же время рыночный механизм хозяйствования предполагает наличие системы социального страхования, построенной на строго страховой основе и паритетном участии сторон социального партнерства: работодателей — профсоюзов — государства в распределении ответственности за действие тех или иных социальных рисков. Наиболее широко это положение проявляется в виде параллельного существования публично-правовых страховых учреждений и частной страховой инициативы.

        С учетом разнообразия регионов России с точки зрения отраслевой структуры производств, социально-экономических и политических условий одним из вариантов решения обозначенной проблемы, а также дефицита финансовых ресурсов социальных внебюджетных фондов может стать вовлечение в государственную сферу обязательного социального страхования негосударственных страховых организаций (НГСО). В работе мы разработали схему взаимодействия участников государственно-частного партнерства (ГЧП) на основе заключения концессионных договоров в части функционирования Фонда социального страхования РФ, которая отражает денежные потоки и функции каждого из субъектов (рис. 1).

        Рис.1. Схема взаимодействия участников государственно-частного

        партнерства на основе заключения концессионных договоров

          • Движение денежных средств;

          • Заключение договора концессии между субъектами ГЧП.

          Фонд социального страхования РФ, как представитель государства, под своим контролем и за плату временно передаёт право на частичное исполнение своих полномочий негосударственным структурам как лицензированным государством страховым агентам (состраховщикам) на основе концессионных договоров.

          При выстраивании отношений по линии «ГЧП» три стороны заключают пакет контрактов, в котором должны обязательно присутствовать:

          А. Договор страхователя со страховщиком об обслуживании его работников по обязательному социальному страхованию на случаи, предусмотренные законодательством и не включенные в функции НГСО (общее страхование);

          Б. Договор страхователя с концессионером об обслуживании его работников по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, включая путевые травмы, медицинское лечение, профессиональную и социальную реабилитацию пострадавшего, услуги по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (эксидентное страхование);

          В. Договор страховщика с концессионером о концессионных отношениях по поводу страхового обслуживания конкретного страхователя или группы страхователей на определенный срок.

          Понятие концессии в обязательном социальном страховании следует трактовать как временную и платную уступку уполномоченной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ (Фонду социального страхования) части своих прав и обязанностей по обязательному социальному страхованию граждан и членов их семей иным страховым организациям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, при наличии соответствующих государственных лицензий на страховую деятельность и принятии на себя возможного предпринимательского риска.

          Таким образом, концессионная схема позволит удовлетворить интересы всех участников соглашения:

          1. Страховщика-концедента (государства в лице Фонда социального страхования) – в привлечении дополнительных финансовых ресурсов при сохранении и развитии за собой ряда управленческих, регулирующих и контролирующих функций;

          2. Состраховщика-концессионера – в возможности реализации инвестиционного проекта и в обеспечении гарантированных государством средств на осуществление своей профессиональной деятельности;

          3. Страхователя – в получении дополнительного набора страховых услуг на условиях и в размерах, отличных от государственных; застрахованного – в гарантированном получении более качественной социально значимой услуги.

          Главная позитивная черта данного метода реформ в его точечном и срочном характере. Именно в концессиях проявляются главные преимущества партнерских отношений государства и негосударственных страховых организаций. Введение рыночных механизмов в социальное страхование позволит Фонду социального страхования частично решить проблему своего бюджетного дефицита. Это произойдет путем переложения нагрузки по финансированию части обязательств, за которые Фонд несет ответственность перед обществом, — на частные структуры, которые будут оказывать более качественные социальные услуги работающим гражданам за счет использования рыночных принципов и страховых механизмов функционирования. Период накопления страховых резервов будет сопровождаться удорожанием страхования, но именно резервирование повысит надежность социально-страховой системы в целом за счет привлечения в базу страховых организаций дохода от инвестиционной деятельности. Кроме того, эффектом от нового потока инвестиций будет улучшение общего инвестиционно-финансового климата в стране, что позитивно скажется на страхователях и застрахованных.

          1. Предложен авторский подход к группировке расходов Фонда социального страхования с позиции их адекватности сущности социального страхования.

          Сформировавшаяся к настоящему моменту система социального страхования является страховой главным образом по своему названию. Так, замена в 2001 году страховых взносов работодателей (в пользу работников) в социальные внебюджетные фонды на единый социальный налог (ЕСН), что противоречит сущности социального страхования. Поскольку налоги носят фискальный характер, постольку замена страховых взносов налогом лишает данные средства их целевого предназначения, они утрачивают возмездный, эквивалентный и соподчиненный характер по отношению к взносам, подрывая тем самым принципиально важное положение социального страхования, а именно, связь страховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников.

          Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ, в условиях снижения с 1 января 2005 года размера ЕСН, свидетельствует о сокращении уровня социальной защиты застрахованных граждан, существенном дефиците финансовых ресурсов и утрате социальным страхованием необходимого для функционирования в рыночной экономике свойства достаточности собственных, закрепленных исключительно за ним финансовых ресурсов. Так, основными источниками поступления финансовых ресурсов в бюджет Фонда социального страхования года являются налоговые доходы (79% в 2002 году — 66,5% в 2006 году). При этом максимальный дефицит бюджета Фонда имел место в 2002 году (9214,9 млн.руб.), который к 2004г. уменьшился в частности за счет сокращения расходов по статье «Санаторно-курортное оздоровление работников» (с 6819,5 млн. руб. до 1500 млн. руб.).. В 2005 году Фонд недополучил доходов на сумму 16,5 млрд. руб., при этом, несмотря на рост объема плановых ассигнований на оздоровление детей застрахованных, численность детей, оздоровленных в 2005г., была сокращена на 200 тыс. чел. В 2006 году на выплату всех видов пособий израсходовано 122,1 млрд. руб. или 90,7% всех налоговых поступлений. Одни только расходы на выплату пособий, зависящие от размера заработной платы застрахованного (пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам) составляют 72,7% всех налоговых поступлений.

          Проведенная нами группировка выплат и расходов, осуществляемых Фондом социального страхования РФ по степени их адекватности сущности социального страхования (Таблица 4) позволяет установить четкие границы для страховых и нестраховых выплат и расходов и проанализировать их соответствие источникам финансирования для каждого конкретного вида выплат и расходов. Так, в рамках компенсации социального трудового риска, являющегося основной функцией социального страхования, Фонд осуществляет нецелевые выплаты, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью граждан, при этом источниками финансирования и тех и других являются налоговые платежи работодателей. Это свидетельствует о преобладании перераспределительных подходов и механизмов в ущерб страховым, когда финансовые средства используется для целей социальной помощи в пользу лиц, не имеющих прав на страховые выплаты. Сочетание в деятельности Фонда функционально неоднородных направлений деятельности имеет антирыночную направленность и создает определенные трудности в организации его деятельности как страховщика. Пока можно говорить лишь об отдельных элементах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи.

          Таблица 4

          Группировка расходов Фонда социального страхования РФ

          по степени их соответствия сущности социального страхования

          Группа

          расходов

          Аргументация

          отнесения

          к группе

          Страховые/

          нестраховые

          признаки

          Виды расходов

          Источники

          финансирования

          Страховые расходы

          Имеют страховую природу, поскольку направлены на компенсацию утраченного дохода вследствие действия трудового социального риска

          При расчете данных выплат учитывается трудовой стаж, размер фактического заработка, длительности участия в страховой системе, однако исполнение обязательств по выплате пособий осуществляется работодателями в счет уплаты ЕСН

          Пособия:

          — по временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию;

          — по беременности и родам.

          ЕСН и прочие налоговые платежи страхователей в ФСС

          Формирование и использование средств основано на страховом принципе эквивалентности: объем страховых выплат зависит от размеров страховых взносов и длительности участия в страховой системе

          Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ОССНСП) Ежемесячные и единовременные страховые выплаты по ОССНСП

          Предупредительные меры

          Доп. медосмотры работников во вредных и/или опасных условиях труда

          Страховые взносы на ОССНСП

          «Квазистрахование»

          Представляют собой форму социальной помощи работающему населению

          Выплаты на цели, не отвечающие соц. страхованию (демографическая политика государства) каждому гражданину независимо от его вклада в формирование фондов социального страхования, в фиксированных размерах

          Пособия:

          -при рождении ребенка;

          — женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

          -социальное пособие на погребение.

          -прочие.

          ЕСН и прочие налоговые платежи страхователей, зачисляемые в ФСС

          Расходы, одновременно сочетающие страховые и нестраховые признаки

          Сочетают характеристики социального страхования и социальной помощи одновременно

          Фиксированный размер пособия закреплен законом и не зависит от уплаченных страховых взносов, одновременно, его целью является компенсация риска вынужденного отсутствия на работе по социально значимой причине.

          Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

          Единый социальный налог и прочие налоговые платежи страхователей, зачисляемые в ФСС

          Связь между величиной расходов на детский отдых и санаторно-курортное лечение с уровнем заболеваемости работников пока не поддается «надежному» измерению, поскольку социально- экономический эффект от данных мероприятий направлен на будущий, а не настоящий момент

          Расходы на:

          — оздоровление детей

          — санаторно-курортное лечение работников (постгоспитальная реабилитация)

          Прочие расходы

          Дополнительные функции Фонда по соц. поддержке неработающего населения и участие в национальном проекте «Здоровье»

          Социальное обслуживание неработающих граждан по оплате установленных законом социальных услуг за счет субвенций из федерального бюджета

          Оплата санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан

          Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

          Средства федерального бюджета.

          Посредничество при оплате медицинских услуг медучреждениям за счет дополнительных субвенций федерального бюджета, либо субсидий бюджета Фонда обязательного медицинского страхования

          Оплата мед. учреждениям услуг по:

          1. Диспансеризации работающих граждан и оказании им первичной медико-санитарной помощи;

          2.Медицинской помощи женщинам в период беременности и родов

          Средства Фонда обязательного медицинского страхования.

          5. Обоснована целесообразность совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ путем реализации принципа участия работающих граждан в финансировании социального страхования через уплату страховых взносов.

          В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов социальных внебюджетных фондов составляет всего около 8% ВВП. Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% и ниже от размера предшествующей заработной платы, которая, в свою очередь, в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам Европейского Союза. Во многом, столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов — всего 26% ВВП. В настоящее время, при положительных сдвигах в значениях макроэкономических показателей, финансовое положение системы социального страхования стабилизировалось, но на абсолютно и относительно низком уровне. Рост расходов на социальное страхование, будучи высоким, в середине 1990-х годов, начиная с 1998 года замедляется по сравнению с темпами роста ВВП и средней заработной платы. Так, если среднегодовой рост реальной заработной платы за последние 5 лет составил 10%, то рост покупательной способности пенсий и пособий не превышал 3-5% в год и, согласно экспертным оценкам, на начало 2005 года, по покупательной способности составил примерно 70-75% от величины 1989 года.

          Следует отметить и то, что в настоящее время практически ликвидированы программы оздоровления трудящихся и членов их семей (санаторно-курортное лечение трудящихся сведено только к долечиванию), с 2002 года введены административные ограничения на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, с 2003 года исключены расходы на оздоровление детей-сирот, а экономия средств от введения с 2006 года оплаты первых двух “больничных” дней за счет работодателей стала лишь дополнительным источником финансирования нестраховых выплат.

          Мониторинг (http://fz122.fss.ru) Фонда социального страхования РФ на примере Ивановской области за 2006 год (табл. 5) показал, что кроме проблемы «собираемости» налоговых платежей, действующая ставка единого социального налога не позволяет Фонду социального страхования выполнять самостоятельно и в полном объеме обязательства перед застрахованными гражданами.

          Таблица 5

          Отдельные показатели исполнения бюджета Фонда социального страхования

          по Ивановской области за 2006 год.

          Наименование показателя

          Тыс. руб.

          %

          Начислен единый социальный налог

          Перечислен единый социальный налог

          Недоимка

          Выплачено пособий по обязательному социальному страхованию, из них:

          Страховые расходы, в т.ч.

          — пособия по временной нетрудоспособности

          — пособия по беременности и родам

          — пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

          На наш взгляд эту проблему можно решить за счет непосредственного участия в страховой системе самого работника, предполагающее, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Для этого работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахованными. При этом платежи в Фонд социального страхования (Фонда) предполагается разделить на два потока: единый социальный налог работодателя (страхователя) от фонда оплаты труда и взносы наемного работника, начисленные на заработную плату (рис. 2).5

          Рис 2. Схема формирования и использования финансовых ресурсов Фонда при реализации принципа личного участия работников в финансировании

          За счет страховых взносов работника должны финансироваться социальные выплаты, которые поддаются расчету на основе данных о страховом тарифе, размере его заработка, страхового стажа и величины страховых взносов, что позволит задействовать принцип личной ответственности, при котором работники сами участвуют в финансировании своего страхования, а размер выплат зависит от предварительных взносов и их страхового стажа. Страховые платежи работников будут являться резервируемой частью заработной платы, которая им недодается и предназначается на случаи наступления для них социальных рисков. При этом за счет платежей работодателей целесообразно сохранить финансирование ряда выплат «нестрахового» характера для работающих граждан, а также увеличить финансирование путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей и оздоровление детей. Финансирование же гарантий неработающему населению должно осуществляться не за счет социального страхования, а посредством формирования налоговых (нестраховых) механизмов, позволяющих обеспечить базовый уровень социальной защиты и предохранять население от бедности.

          В работе проведены расчеты возможных ставок страховых платежей в Фонд социального страхования для работодателей и наемных работников на примере Ивановского регионального отделения Фонда по данным за 2006 год. Если расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет в фиксированном размере 700 руб. (2006 год) будут финансироваться за счет страховых взносов работников (вариант А), то страховые взносы одного работника составят 2,3% от среднемесячной заработной платы, а обязательный платеж в виде ЕСН, уплачиваемый работодателем — 2,8% от фонда оплаты труда. Варианта Б с учетом методики расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2007 году на основе его зависимости от размера заработной платы матери дает соотношение платежей работников и работодателей соответственно 2,5% и 2,7%.

          Естественно, в современных условиях предпочтение должно быть отдано варианту, который не ведет к ухудшению материального положения основной массы работающих, что неизбежно при переходе к выплате страховых взносов из заработной платы работников. Реализация принципа участия работников в финансировании социального страхования возможна при непременном условии повышения заработной платы у наемных работников, выведения ее из тени, увеличения ее доли в объеме ВВП. В этой связи политика совершенствования заработной платы и доходов населения будет напрямую определять принципы, масштаб и тип охвата социальным страхованием (эквивалентность страховых взносов и выплат, соответствие уровней социальных рисков и страховых тарифов) и позволит создать благоприятные условия для реализации его потенциала. Уплата страховых взносов работниками создаёт предпосылки для увязки личного вклада застрахованного с размером социальных выплат, и будет означать усиление страховых принципов в функционировании системы социального страхования. Каждый работник будет лично заинтересован в обеспечении финансовой устойчивости системы социального страхования. С момента уплаты страхового взноса у него возникает право на будущее возмещение дохода при наступлении страхового случая. Для этого необходимо создать единую информационную базу с присвоением застрахованным социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования. Персонифицированный учет позволит избежать получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделает более адресной систему социальной защиты в целом. При этом необходимо установление более детальной отчетности о движении страховых средств, внедрение дифференцированных региональных тарифов страховых взносов, организация контроля качества предоставляемых страховых услуг.

          Предложенные меры направлены, прежде всего, на повышение сбалансированности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ. Наряду с этим от них ожидается целый ряд позитивных социальных и экономических последствий:

          • финансовая стабилизация системы социального страхования за счет снижения налоговой нагрузки на ФОТ и одновременном увеличении финансовых ресурсов;

          • включение в действие важного страхового принципа личной ответственности работника за свое материальное обеспечение при наступлении страхового случая и создание предпосылок для развития самоуправления и повышения роли субъектов социального страхования в управлении средствами социального страхования.

          III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

          1. Проведенные исследования позволяют расширить существующее представление о социальной защите населения, уточнить экономическую сущность социального страхования с позиции его места и роли в системе социальной защиты населения, подойти к определению социального трудового риска как к объекту социального страхования и расширить существующую классификацию видов социального страхования.

          2. Ретроспективный и сравнительный анализ существующих моделей социального страхования разных стран показал, что отечественная система социального страхования ограничена финансовыми ресурсами, в ней не развиты механизмы самоуправления, когда работодатели и застрахованные несут определенную долю ответственности за управление страховой организацией. Это создает предпосылки для разработки таких направлений развития социального страхования в России, которые бы способствовали его становлению на принципы рыночной экономики.

          3. При расширении использования в социальном страховании страховых механизмов и принципов нельзя забывать о его социальной (некоммерческой) роли и принципе солидарности. В выборе пути его развития по пути вовлечения в серу государственного социального страхования негосударственных страховых организаций свою позитивную роль смогло бы сыграть государственно-частное партнерство именно на основе концессионных договоров, способное учесть и «примирить» обе указанные составляющие.

          4. В условиях экономической нецелесообразности дальнейшего изменения ставки единого социального налога, проблему бюджетного дефицита Фонда социального страхования следует решать путем реализации принципа личной ответственности работников и их участия в финансировании социального страхования, что будет способствовать развитию рыночного института социального страхования.

          5. В целом предложенные направления развития социального страхования в России нацелены на то, чтобы повысить уровень социальной защиты населения, а социальное страхование перевести на принципы рыночной экономики и сделать его одним из важнейших макроэкономических механизмов развития и регулирования социальных процессов.

          IV. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

          4.1 Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России

          1. Парамонова О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2006. — №6, С. 106-108.

          2. Парамонова О.Ю. Финансовый механизм Фонда социального страхования Российской Федерации: сущность, проблемы, способы реформирования /О.Ю. Парамонова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Спец. вып. – 2005.-№3, С. – 68-71.

          4.2 Прочие работы

          1. Парамонова О.Ю. Социальный страховой риск. Социальное страхование. Социальное обеспечение. /О.Ю. Парамонова // Социально-экономические проблемы развития региона: Материалы международной научно-практической конференции: Ч.I/ИвГУ – Иваново, 2006.– С.234–239.

          2. Парамонова О.Ю. Социальные концессии как перспективное направление реформирования социального страхования в России /О.Ю. Парамонова, Ю.А. Соколов // Современные технологии менеджмента и развитие управленческого персонала: Сб. науч. ст. /ИвГУ – Иваново, 2006. – С.99-104.

          3. Парамонова О.Ю. Статистический анализ факторов динамики финансового обеспечения системы социального страхования России /О.Ю. Парамонова, Ю.А. Соколов // Современные технологии менеджмента и развитие управленческого персонала: Сб. науч. cт /ИвГУ – Иваново, 2006. – С.94-98.

          4. Парамонова О.Ю. Модели социального страхования: сравнительный и ретроспективный анализ /О.Ю. Парамонова, Ю.А. Соколов // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. Материалы 7-й международной научно- практической конференции. Спб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006.- С. 123 – 130.

          5. Парамонова О.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения /О.Ю. Парамонова // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-й международной научной конференции. Т.I/ Под ред. д.э.н, проф. В.Е. Леонтьева. — Спб.: СпбГУЭФ, 2006. -С.343-347.

          6. Парамонова О.Ю. Концепция реформирования социального страхования в России /О.Ю. Парамонова // Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения: Межвуз. сб. науч. тр./ ИвГУ — Иваново, 2006.- С.186-191.

          7. Парамонова О.Ю. Система социального страхования: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова//Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ИвГУ – Иваново, 2006.- С.186-191.

          8. Парамонова О.Ю. Нужны ли обществу социальные реформы? /О.Ю. Парамонова // Сборник научных трудов вузов России. Вып. 16 /ИГХТУ: Изд-во «Политех» – Иваново, 2004. – С.261-265.

          9. Парамонова О.Ю. Реформа ЕСН. Как нам реорганизовать соцстрах? /О.Ю. Парамонова // Молодежь. Образование. Экономика. Сборник научных статей участников конференции / Сб. науч. трудов вузов России. Часть 1/МЭСИ — Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2004. – С.322-328.

          10. Парамонова О.Ю. Реорганизация социального страхования в России /О.Ю. Парамонова // Сборник мат-лов международной научно-практической конференции. Вып.14 / ИГХТУ: Изд-во «Политех» – Иваново,2003. – С.47-48.

          11. Парамонова О.Ю. Задачи и способы реформирования социального страхования в России. Новые социальные ориентиры /О.Ю. Парамонова // Сборник научных трудов вузов России. Вып. 14/ИГХТУ: Изд-во «Политех» – Иваново, 2003. – С.326-332.

          1 Парамонова О.Ю. Здоровье наших детей: вчера, сегодня, завтра / О.Ю. Парамонова, Т.А. Сальникова // Вестник государственного социального страхования. – 2004. — №6. – С.44-47.

          2 Здесь и далее мы придерживаемся терминологии и перечня социальных страховых рисков, утвержденных Федеральным законом от 16.07.1999г. №165 «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05.03.2004г.)

          3 Отсутствие главного признака страхования: систематической уплаты взносов самими страхуемыми, резко снижало мотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты. Круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадет с кругом лиц, подвергавшихся риску, что служит основанием называть советскую модель социального страхования «социальным обеспечением»

          4 В % к начисленному ЕСН.

          5 Здесь рассматриваются платежи работника и работодателя в Фонд только на цели обязательного социального страхования. Страховые взносы на ОССНСП уплачиваются только работодателем.

          Система социального страхования России включает четыре отрасли, управляемых тремя внебюджетными фондами:

          государственное социальное страхование;

          обязательное страхование от несчастных случаев;

          обязательное медицинское страхование;

          обязательное пенсионное страхование.

          До 2001 г. существовал еще один вид социального страхования — государственное страхование по безработице, которым управляла Государственная служба занятости, страхование по безработице перешло в разряд видов государственного социального обеспечения.
          Отечественная система социального страхования имеет важную особенность в покрытии риска временной нетрудоспособности. В РФ термин «социальное страхование» употребляется для обозначения двух различных понятий. В широком смысле «социальное страхование» означает всю систему обязательного социального страхования социальных рисков в масштабах общества в целом, как и принято в остальном мире. С другой стороны, исторически «социальное страхование» одновременно имеет и более узкий смысл: страхование временной нетрудоспособности, осуществляемое Фондом социального страхования. Еще в советское время через этот фонд происходило страхование потери заработной платы в период временной нетрудоспособности. В пореформенный период этот вид страхования был дополнен отдельным страхованием расходов на лечение. В настоящее время риск временной нетрудоспособности, связанный с заболеванием, покрывается двумя различными отраслями. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, компенсирует временную утрату трудового дохода.

          Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС. Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве с выделением отдельными строками как поступлений, так и расходов по страхованию от несчастных случаев.

          Оставить комментарий

          Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *